Морские гавани прибалтийских стран становятся менее востребованными для российского транзита. И полноценно заменить его не представляется возможным.
Недавно стало известно, что уже до конца этого года Белоруссия может перевести транзит своих нефтепродуктов из портов Литвы в гавани России.
Как говорится, беда к прибалтийцам одна не приходит. Еще не так давно порты этих стран давали серьезную загрузку, рабочие места и хорошую прибавку в бюджеты.
Потом, устав от русофобии местных властей, свой транзит забрала и ушла отсюда Россия. Потом пришел коронавирус, почти угробив отрасль. Теперь вот белорусы навострили «лыжи».
Потеря российского транзита дорого обойдется странам, которые не смогут самостоятельно обеспечить товаропоток. Здесь, конечно, слышны разговоры о том, что Россия не единственная страна на планете, что нужно искать других партнеров.
Да только все понимают, что пустое это. Российские объемы никто не заменит. Более того, никто и не желает. В мире и в Европе все транзитные пути уже давно расчерчены.
Поэтому на сегодня морские порты Латвии, Литвы и Эстонии действительно находятся в очень тяжелой ситуации. Россия ушла и, похоже, навсегда. Белоруссия вот-вот уйдет. Других грузов поступает минимум, в том числе, и из-за пандемии. А следом за Россией навострил лыжи и Казахстан.
Страдает не только морская перевозка, но и местные железнодорожные компании. В общем, все реально плохо. И денег у Риги, Вильнюса и Таллина на компенсацию пострадавшим отраслям нет. Настоящий замкнутый круг получается. Или, если хотите, тупик.
И Европа не спешит помогать. Вот и выходит, что с одной стороны Прибалтика - это часть Евросоюза. А с другой стороны любые части делятся на важные и… ненужные.
Потеря значительной части транзита угрожает портам Прибалтики полным упадком. Едва ли не ведущую роль в этом сыграла агрессивная антироссийская политика стран.
И теперь, оставшись без партнерства с Востоком, Прибалтика оказалась не особенно нужной и Западу. Похоже, пришло время заколотить «окно» в Европу. Но как жить дальше?