После развала СССР Латвия, как и Литва с Эстонией, оказались в выгодном положении. Но за последующие десятилетия умудрились растерять всю свою фору.
Три прибалтийских республики и в советские времена жили почти по-европейски. А став самостоятельными, Рига, Вильнюс и Таллин получили в свое распоряжение не только все, что было нажито общим советским трудом, но и прямой балтийский мост для связи с Европой.
Казалось бы, одни только порты способны были прокормить этим маленькие страны. Ведь грузовая гавань Латвии издавна считалась одной из самых главных при транзите с Запада на Восток.
Однако, начав с уничтожения воспоминаний о советском пошлом, Латвия сама себя постепенно лишила большинства значимых промышленных активов, а затем, благодаря своей антироссийской политике, потеряла и стратегический транзит РФ.
Поначалу, теряя торгово-экономические и просто человеческие связи с Россией, в Латвии особо не волновались. Они ведь состоят в ЕС, а там всегда помогут, пришлют очередной транш, очередную дотацию. Главное, чтобы чувствовать себя частью Европы. Пусть и впроголодь, пусть и не в такой сказке, которой мечтали.
А угодить новым хозяевам, показывая свою ненависть к русским, это всегда пожалуйста. Это даже себе в удовольствие. Тем более, что за русофобию еще и платят неплохо. И все это в евро. Зачем нам заводы, газеты, пароходы?
Да только не все оказалось таким красивым и благополучным. Денежная река из Европы со временем превратилась в тонкий ручеек, и Латвия начала судорожно вспоминать, как нужно зарабатывать.
И опять же, еще было на чем. Рижский порт мог стать козырной картой страны. Через него шли огромные потоки, в основном российские. И тут бы Риге сделать все, чтобы сохранить эту «синичку» в руке, раз «журавль» оказался слишком далек. Так нет, русофобскую политику уже было не остановить.
Ну, а Москва смотрела-смотрела на это, и увела весь российский бизнес из Латвии. Включая транзит, который приносил в казну страны огромные деньги, обеспечивал десятки тысяч рабочих мест и благодаря которому власти могли хотя бы частично выполнять свои социальные обязательства перед народом.
И ведь стоит заметить, что все свои дела в Латвии Москва свернула не в тихую и не в одночасье. Времени одуматься у Риги было более, чем достаточно. Не одумались. Тем временем, Россия обустраивала собственные порты в Ленинградской области, а транзит через Латвию становился все меньше и меньше. И, наконец, практически исчез.
И только после этого ряд латвийских политиков забеспокоились «внезапным» оскудением бюджета, ростом безработицы и не полной загрузкой Рижского порта.
Конечно, некие оптимисты вещали о том, что теперь вместо российских грузов будем перевозить европейские. Да только не спешат европейцы сюда. Они свои маршруты уже давно провели и менять ничего не собираются. И в итоге оказалось, что заменить российский транзит нечем.
Дошло до того, что пришлось поумерить свою гордость и запоздало спрятать куда подальше нелюбовь ко всему русскому. По некоторым данным, Министерство сообщения Латвии якобы обращалось к властям Российской Федерации с просьбой не прекращать транзит через территорию страны. Мол, не лишайте нас последнего куска хлеба.
И знаете что? Скорее всего, большая и добродетельная Россия вошла бы в положение латышей. Да только их запоздалые слезы от лукавого. Даже в такой , надо сказать, очень плохой экономической сиуации Россия остается для Латвии «врагом, агрессором и оккупантом». А в друзьях ходят все те же «натовцы», нагло проводящие учения у самых границ РФ.
Поэтому Москва вряд ли поверит этим рижским слезам. Да и они, в самом деле, уже запоздали. У нас есть свой шикарный порт в Усть-Луге, и транзит своих грузов через собственную гавань сэкономит стране кучу денег.
Что касается латышей, их, конечно, жалко. Но это тот случай, в котором и обвинить-то некого, кроме самих себя. Теперь Риге остается надеяться лишь на то, что и денежный краник из Европы однажды вдруг не перекроют…