McDonalds – самый яркий и известный пример того способа ведения бизнеса, который называется франчайзинг.
Тем не менее, родоначальником этой формы деловой кооперации считается Исаак Зингер – основатель другого легендарного бренда, под которым с 1851 года производятся всемирно известные швейные машинки Singer.
Уже в середине XIX века Зингер начал заключать со своими контрагентами договора, которыми предусматривалось право на продажу и сервисное обслуживание продукции фирмы на определённой территории в пределах США. В то время как доставлять единичные неисправные изделия и запчасти за сотни километров от места производства было экономически нецелесообразно, комплексное обслуживание «на местах», в связке с оптовыми поставками, оказалось простым и эффективным решением данной проблемы.
Аналогичная концепция легла и в основу разработанной в 1898 году схемы продаж и технического обслуживания автомобилей компании General Motors. Дилеры GM не имели права торговать продукцией других автопроизводителей и давали обязательство за собственный счёт обеспечивать высочайший уровень сервиса и маркетинговые мероприятия, направленные на поддержание общего бренда. В дальнейшем подобные «рецепты» применялись в аптечном деле, на их основе строились сети автозаправочных станций, бакалейных магазинов и множество других деловых схем, имеющих в своей основе солидный, зарекомендовавший себя бренд, гарантирующий прибыль всем участникам предприятия, при соблюдении определённых, чётко оговоренных, условий.
Бизнес – это риск
По определению. И всё же, если бы мы задались целью определить самый «безопасный» вид бизнеса, пожалуй, это был бы франчайзинг. Судите сами. Согласно европейской статистике, 85% всех вновь образованных фирм не доживают до возраста 5 лет, а среди тех, кто выбрал франчайзинг – таких только 14%. В США, на родине франчайзинга, цифры выглядят ещё более внушительно: до 5-летнего юбилея не дотягивают 90% обычных и всего лишь 5% франчайзинговых предприятий. В настоящее время в мире существует более 5000 франчайзинговых схем, доля которых в общем розничном товарообороте составляет от 10 до 34% и, при этом, неуклонно продолжает расти.
Франчайзинг – это ещё и один из самых эффективных способов ведения бизнеса, ведь он предусматривает такую форму деловых отношений, при которой франчайзер (известная компания – держатель франшизы) предоставляет франчайзи право на производство или продажу определённых продуктов (товаров, услуг) под торговой маркой и при организационно-технической поддержке франчайзера.
Стоит ли говорить, что такой подход обеспечивает массу преимуществ, включая:
- Быстрый старт. Не нужно выдумывать велосипед – всё уже придумано и многократно проверено специально для вас.
- Минимизация рисков. Все возможные ошибки уже совершены, из них сделаны выводы и на их основе построены чёткие рекомендации.
- Раскрученное имя и превосходная репутация. То и другое зарабатывается годами. Пользуйтесь ими для привлечения клиентов уже с момента открытия.
- Надёжная, проверенная деловая схема. Вы – часть большого бизнеса и вам будет гораздо проще договориться как с банкирами, так и со всевозможными поставщиками.
- Стабильный доход. Действуйте в соответствии с инструкциями и ваша гарантированная прибыль от вас не уйдёт.
- Постоянная всесторонняя поддержка. Где взять товар, как его продать, каким образом организовать сам процесс производства, торговли, обслуживания и продвижения сбыта.
Всё это и многое другое вы будете знать совершенно точно с самого начала.
Существует пять основных схем взаимоотношений между продавцом и покупателем франшизы:
- Самая простая, как правило, представляет собой передачу прав на использование системы в рамках одного предприятия (торговой точки). Эта схема называется прямым франчайзингом и является довольно инертным способом развития бизнеса, который сдерживает экспансию франчайзи на локальных рынках.
- Более эффективной формой делового сотрудничества выступает последовательный франчайзинг, который предполагает возможность последовательной продажи одному и тому же предприятию нескольких франшиз. Продажа каждой последующей «лицензии» осуществляется по мере освоения предыдущей, после того, как франчайзи докажет свою способность справляться с уже имеющимся объёмом работы.
- Следующий вариант представляет собой схему, при которой франчайзер фактически назначает своего торгового представителя на определённой территории, которому, за определённую плату, предоставляется право, как открывать собственные точки, так и заключать (от имени франчайзера) договора с новыми франчайзи. Эта схема известна под названием развитие территории.
- Ещё более сложная форма взаимоотношений – субфранчайзинг, предусматривает делегирование большого количества прав и обязанностей от франчайзера к субфранчайзеру. Последний получает не только эксклюзивные права по развитию бизнеса на «своей» территории, но и многие, связанные с обслуживанием франчайзи, обязанности, в основном консультационного характера.
- И, наконец, высшая форма взаимодействия в рамках франчайзинга – мастер-франчайзинг. Эта схема представляет собой, с одной стороны, максимально расширенный субфранчайзинг, с другой же – это совершенно отдельный подход, т.к. франчайзер полностью отказывается от своих полномочий на определённой, как правило, очень большой территории, в пользу мастер-франчайзи, на которого ложится вся ответственность по договорам с франчайзи, включая полный спектр сервисно-консультационного обслуживания.