Светлана Алексиевич. Биография: «У войны не женское лицо», «Цинковые мальчики» и другие книги, Нобелевская премия по литературе, президентские выборы и Координационный совет оппозиции.
Краткая справка
Светлана Александровна Алексиевич (Svetlana Aleksievich). Дата рождения – 31 мая 1948 года. Место рождения – Станислав (ныне – Ивано-Франковск), Украинская ССР, СССР.
Детские и ранние годы
Будущая писательница родилась в семье белоруса и украинки из Галиции. Когда отец демобилизовался, семья перебралась в Минск. Родители Светланы работали сельскими учителями.
Бабушка по отцу во время Великой Отечественной войны ушла в партизаны, боролась с немцами, пока не скончалась от тифа. Дед по отцу прошел войну и вернулся с фронта живым (в отличие от деда Светланы по матери).
Детство Алексиевич, по ее собственным словам, прошло преимущественно в украинском селе в Винницкой области, однако школу она закончила в городском поселке Копаткевичи в Гомельской области.
После окончания школы поступила на журфак БГУ, который закончила в 1972 году. В студенческие годы работала воспитателем, учителем истории и немецкого языка в школах Мозырщины и писала в газету «Припятская правда», выходившую на белорусском языке.
После окончания журфака Алексиевич устроилась в районную газету в Брестской улице, называвшуюся «Маяк коммунизма». После этого Алексиевич работала в «Сельской газете», а уже в середине 70-х доросла до руководителя отдела очерка и публицистики в редакции журнала «Нёман».
Литературная карьера
Литературная карьера Светланы Алексиевич началась в середине 70-х, когда она подготовила к выпуску сборник монологов жителей белорусской деревни, перебравшихся в город. Книга под названием «Я уехал из деревни» так и не была напечатана, так как против выступил отдел пропаганды ЦК КПБ. Местные идеологи усмотрели в книге Светланы Алексиевич критику паспортного режима и «непонимание аграрной политики». Уже в постсоветское время Алексиевич отказалась издавать свой первый опус, заявив, что считает его чересчур журналистским.
Карьере Светланы Алексиевич как писательницы помогло то, что в 1983 году ее приняли в Союз писателей СССР. Для принятия нужны были рекомендации, и их молодой писательнице выдали Янка Брыль, Василь Витка, Алесь Адамович и Василь Быков. Последних двух сама Алексиевич называет своими учителями. По ее словам, Адамович поставил ей машинное мышление. Это единственный из белорусских писателей европейского взгляда, подчеркнула она в одном из интервью.
Спустя год после приема в СП СССР у Светланы Алексиевич вышла документальная повесть «У войны не женское лицо». Она была основана на интервью с участницами Великой Отечественной войны – санитарками, радистками, летчицами, снайперами и т. д. Поначалу повесть публиковали в журналах («Октябрь» и «Нёман»), но в 1985-м ее выпустили отдельным изданием. Еще до публикации по сценарию Алексиевич режиссер Виктор Дашук снял одноименную серию документальных телефильмов.
Возможность издать книгу «У войны не женское лицо» появилась только во времена Михаила Сергеевича Горбачева. До этого во времена Юрия Андропова и Константина Черненко писательницу обвиняли в искажении героического образа советских женщин и излишнем натурализме.
Выход первой книги писательницы позитивно восприняли ее коллеги, прошедшие Великую Отечественную войну – Григорий Бакланов, Даниил Гранин, Вячеслав Кондратьев, Булат Окуджава и др.
Вторая книга Светланы называлась «Последние свидетели: книга недетских рассказов». Она также была посвящена Великой Отечественной войне, но своим опытом в интервью с писательницей делились не женщины, а дети – тем, кому во время ВОВ было от 6 до 12 лет. Эту книгу также упрекали в излишнем натурализме.
Военную тему Алексиевич затронула и в книге «Цинковые мальчики», однако теперь предметом ее интереса стала не Великая Отечественная, а Афганская война (название объясняется тем, что тела погибших советских солдат доставлялись в Союз в цинковых гробах). Собеседниками Светланы стали солдаты, вернувшиеся из Афганистана, и матери погибших воинов-интернационалистов. Книга получила широкий резонанс, на писательницу через четыре года после ее выхода даже подали в суд за искажение образа участников войны (на суде говорилось, что цитаты из общения журналистки с очевидцами приведены неверно).
В 90-е Алексиевич выпустила еще две книги. Первая из них – «Зачарованные смертью» – была посвящена самоубийствам, вызванным резкими переменами в конце существования СССР. Героями этой книги были студенты, военные, пенсионеры – все, кто разочаровался в жизни после исчезновения гигантской империи. По словам самой Алексиевич, это размышление, как огромная страна выходила из-под «наркоза прошлого».
Другая книга Светланы Алексиевич называлась «Чернобыльская молитва». Героями своего очередного опуса писательница сделала свидетелей катастрофы на Чернобыльской АЭС – ликвидаторов, членов семей погибших, жителей, переселенных в другие районы.
Последним крупным произведением в библиографии Светланы Алексиевич стало «Время секонд хэнд». В нем писательница вернулась к теме психологических травм, вызванных распадом Советского союза, и феномену homo soveticus. Сама Алексиевич заявляла, что ее книги образуют цикл – «хронику Большой Утопии» или историю «красного человека».
Последнее время Алексиевич занята работой над сборником под названием «Чудный олень вечной охоты», в который, как предполагается, войдут несколько рассказов о любви. Изначально книга должна была выйти в середине 2010-х, но по состоянию на 2020 год она так и не написана.
Фильмы и спектакли
По книгам «У войны не женское лицо» и «Цинковые мальчики» в разные годы были поставлено очень много спектаклей. Два из них (оба – по повести «У войны не женское лицо») были выпущены в виде телеверсий. Это постановка Геннадия Тростянецкого в Омском драматическом театре в 1985 году, удостоившаяся государственной премии РСФСР имени Константина Станиславского, и спектакль от Анатолия Эфроса в Театре на Таганке, композитором которого выступил Булат Окуджава.
Что до фильмов по мотивам книг Алексиевич, то в 1999 году в Германии вышла картина «На руинах утопии», а год спустя в Японии сняли ленту «Россия. История маленького человека». Обе ленты базировались на книге «Зачарованные смертью».
По мотивам книги Последние свидетели» вышел документальный фильм Алексея Китайцева, который в 2011 году в Екатеринбурге получил специальный приз Открытого конкурса документального кино «Человек и война».
Большой интерес вызвала у кинематографистов и «Чернобыльская молитва». Ирландка Хуанита Уилсон сняла короткометражку «Дверь», а уже в 2016-м появилась лента «Голоса Чернобыля» совместного производства Австрии, Белоруссии, Люксембурга и Украины.
Отдельно Википедия указывает, что произведение Светланы Алексиевич легло в основу сериала «Чернобыль», снятого в 2019 году каналом HBO.
Еще свыше 10 фильмов сняты по сценариям, созданным Алексиевич. Википедия указывает, что первым из них стала лента Ричарда Ясинского «Трудные разговоры», вышедшая в 1979 году на студии «Беларусьфильм».
За «Трудными разговорами» последовал семисерийный цикл «У войны не женское лицо». После этого по сценариям Алексиевич снимали свои картины Виктор Шевелевич («Родительский дом»), Валерий Басов («Портрет с георгинами» и «Солдатки»), Валерий Жигалко («Говорю о времени своем» и «Прошлое еще впереди»), Сергей Лукьянчиков («Афганский цикл»), Геннадий Городний («Крест») и Стаффан Жульен («Lyubov»).
Отношение к творчеству Алексиевич
К Алексиевич, несмотря на ее нобелевку по литературе, критики относятся неоднозначно. Кто-то характеризует ее как «блестящего мастера художественно-документальной прозы» и выдающегося гуманиста, а кто-то критикует за «спекулятивно-тенденциозную журналистику».
Соотечественник Алексиевич, поэт Владимир Некляев заявил, что ее творчество Алексиевич вышло из документальной книги Алеся Адамовича, Янки Брыля и Владимира Колесника «Я из огненной деревни». По словам Некляева, заслуга писательницы в том, что стал возможным прорыв белорусской литературы в литературу европейскую.
Татьяна Толстая негативно оценивает творчество коллеги. По ее мнению, Светлана Александровна работает топорно – «на выжиманиях слезы». Не оценил книги Алексиевич и главред «Литературной газеты» Юрий Поляков. По его словам, произведения белорусской писательницы так и не стали большой литературой, оставшись «имманентным фрондерством».
Нобелевская премия и другие награды
На счету Светланы Алексиевич множество наград в области литературы. Еще в 1984 году она получила премию Союза писателей СССР имени Николая Островского и премию журнала «Октябрь» – за книгу «У войны не женское лицо» (за нее же она получила потом премию Ленинского комсомола).
Среди других ее наград – премии имени Курта Тухольского, Андрея Синявского и Эриха Марии Ремарка, премию мира немецких книготорговцев, французский Офицерский крест ордена Искусств и литературы и медаль «100 лет БНР».
В 2015 году белорусскую писательницу настигло всемирное признание. Светлане Алексиевич посчастливилось стать нобелевским лауреатом. Нобелевскую премию Светлане Алексиевич присудили с формулировкой «за ее многоголосное творчество – памятник страданию и мужеству в это время». Светлане Алексиевич удалось стать первым нобелиатом из Белоруссии (и шестым, писавшим на русском языке, предыдущим был Иосиф Бродский).
СМИ писали, что Алексиевич претендовала на Нобелевскую премию еще в 2013 году, но тогда награду отдали канадке Элис Манро. Соперниками белоруски в 2015-м называли японца Харуки Мураками, кенийца Нгуи Ва Тхионго, норвежца Юна Фоссе и американца Филиппа Рота. Однако в самом Нобелевском комитете эту информацию не комментировали (списки номинантов на премию становятся известны через полвека после номинирования).
Алексиевич стала первым лауреатом Нобелевской премии (со времен британского премьера Уинстона Черчилля), которому награда была присуждена за работу в жанре документалистики. Также она стала первым профессиональным журналистом, получившим награду. Вместе с дипломом писательнице выдали 8 млн шведских крон (около $953 тыс. по курсу на момент присуждения).
После присуждения Алексиевич Нобелевской премии, СМИ связались с ее учителями. По воспоминаниям учительницы белорусского языка Александры Антонишиной, родной язык девочка не сильно жаловала. Относительно книг Алексиевич Антонишина высказалась в критическом ключе: по ее словам, книги «трудно читаются», описаны «самые страшные эпизоды», партизаны выставлены в негативном свете.
Алексиевич и власть
В 2020 году Алексиевич поддержала выдвижение кандидатуры банкира Сергея Бабарико на выборах президента Беларуси. Вскоре после того, как, по данным властей, выборы выиграл действующий президент Александр Лукашенко, писательница вошла в состав Координационного совета белорусской оппозиции.
В одном из своих августовских интервью Алексиевич призвала Лукашенко добровольно отказаться от власти, поскольку именно этот шаг позволит предотвратить гражданскую войну в стране. Она также осудила применение насилия к митингующим со стороны силовиков, отметив, что была шокирована «нечеловеческой, сатанинской яростью», с которой действовал ОМОН.
Для Алексиевич, которая в 2010-х жила в Европе (Италии, Франции и Германии), негативное отношение к Лукашенко вполне характерно. Она последовательно критиковала его политику, что обернулось для нее отказом от издания ее книг со стороны государственных издательств. Так, в 2015-м на президентских выборах она тоже поддержала кандидата от оппозиции - Татьяну Короткевич, однако голосовать сама не пошла.
Она также негативно отзывалась об идее Союзного государства. По ее словам, Беларусь – отдельная страна, вопреки политике Лукашенко, у которого отчетливо пророссийская позиция.
Не жалует писательница и современные российские власти. После присоединения Крыма она выступила в немецких СМИ с критикой действий Владимира Путина. По ее словам, у солдат из Рязани, Твери и Сибири не было денег приехать в Крым туристами, поэтому они приехали на бронетранспортере.
Крымские события 2014 года она сравнила с помощью народа Афганистана, обернувшейся 10-летней войной. Она подчеркнула, что «бывший полковник КГБ» намерен остаться в народной памяти «собирателем русских земель», а также добавила, что в Кремле так и не смогли поверить, что «на Украине произошел не нацистский переворот, а народная революция».
Негативно Алексиевич отнеслась и к конфликту на востоке Украины. Она заявила, что вместо вооруженного разрешения противоречий сторонам стоило сесть за стол переговоров. Территорию Донбасса она после начала конфликта не посещала и не собирается.
В день присуждения Нобелевской премии писательница на пресс-конференции заявила, что есть «гуманитарный русский мир», а есть русский мир Владимира Путина и Сергея Шойгу. Во втором из них россияне рады тому, что в Донецке убивали людей.
Порой от Алексиевич достается и самим украинцам. В 2016-м в Бруклине она заявила, что каратели, которые служили на территории Белоруссии, были все из Украины. В Киеве мимо сказанного не прошли, через два года выступление писательницы, наполовину украинки по национальности, в Одессе сорвали националисты, а ее саму за это высказывание внесли в черный список сайта «Миротворец».
Свои политические взгляды автор «Цинковых мальчиков» характеризует как социал-демократические. Она объясняет это тем, что социал-демократия, по ее мнению, «более смягченный вариант перехода» к капитализму.
Говоря об истории СССР, Алексиевич отмечает, что она являет собой «огромную братскую могилу» и «море крови». По ее словам, это череда все новых и новых вызовов – Октябрьская революция, ГУЛАГ, Вторая мировая и война в Афганистане, распад в СССР и катастрофа в Чернобыле.
За свою активную политическую позицию Алексиевич удостоилась премии имени Анны Политковской. При присуждении премии отмечалось, что лауреат «смело говорила о несправедливости», которая царит в странах постсоветского пространства, «критиковала российскую аннексию Крыма» и «растущий национализм на Украине». Награду писательнице вручили правозащитники из Reach All Women in War.
Личная жизнь
О личной жизни писательницы известно крайне мало. Ни одного брака в биографии Светланы Алексиевич нет. Женщина, которая до 2013 года проживала за границей, но потом вернулась на родину, не имеет собственных детей, но воспитала племянницу Наталью, мать которой рано умерла. У Натальи есть семья, в которой растет дочь Яна.
Аккаунта в Instagram у писательницы нет, но она ведет микроблог в Twitter.