Пятым пакетом санкций ЕС запретил любому российскому и белорусскому транспорту пересекать его границы.
Если кто-то не понял суть этих ограничительных мер, то на территорию стран Евросоюза вскоре не смогут въезжать не только частные лица на личные авто, но и осуществляться грузоперевозки за исключением нескольких направлений.
Речь идет не только об автомобилях, но и железнодорожных и морских перевозках. Фактически ЕС опустил перед Россией «железный занавес».
Эти санкции специалисты уже называют наиболее чувствительными для обеих сторон. Но чем это грозит, прежде всего, России?
Как выяснилось, трудностей немало, как, впрочем, и возможностей их обходить. Во-первых, эксперты отмечают, что полностью закрыть границы в один день невозможно, поскольку и у десятков тысяч европейских бизнесменов есть определенные обязательства. Своих-то Брюссель не будет обижать.
Во-вторых, из-под запрета на перевозки вывели энергоресурсы, лекарства, гуманитарку и так далее. Значит, список можно назвать плавающим. В него что-то могут добавлять и из него что-то могут удалять, если вдруг в очередной раз поймут, что без этого российского товара Европе не прожить.
В-третьих, давно существующие лазейки с заменой юрисдикции транспортного средства легко выведет его из-прод санкций.
Чаще всего это касается судоходства, где сотни больших грузовых кораблей ходят под флагами стран, которые и на карте-то сразу не найдешь. И эти суда могут спокойно курсировать в Россиию и из нее, перевозя абсолютно любые грузы.
Но в любом случае действия ЕС можно смело называть торговой блокадой России. Это заставит российских производителей и поставщиков искать иные пути сбыта и закупок. Как не крути, а ЕС наш ближайший партнер и один из самых больших.
Совсем в блокаде Россия не останется. Есть Китай, Индия, Бразилия и другие страны, которые продолжают с нами торговать. Но логистика без сомнения усложнится и увеличится, что скажется и на конечных ценниках в магазинах.
Что касается автомобильных фур, которые до Бразилии и много еще докуда, понятное дело, не доедут, специалисты считают, что стоит обратить внимание на азиатские страны, включая республики с постсоветского пространства.
По большому счету, нынешние проблемы наших перевозчиков коснутся в разной степени. Авиаперевозки подорожают сильно, поскольку закрытое для России небо многих стран сильно корректирует логистику.
Меньше всего пострадает судоходство, где, как мы уже указали, большая часть наших судов ходит под флагами едва ли не всего мира.
Тяжело придется автомобильным перевозкам. Но, во-первых, на грузовиках из Прибалтики, Молдовы и некоторых других «несанкционных» стран, которые могут доставлять грузы к нам и от нас.
Во-вторых, их количество в связи с такими ограничениями вполне можно увеличить. Частью дохода придется делиться. Но зато закрытая Евросоюзом граница окажется не такой уж и закрытой.
Несколько сложнее с железнодорожным транспортом, который менее коммуникабелен, чем автомобильный. Но и здесь выход есть, причем, найти его помогут сами европейцы.
Ведь пока европейские политики грудью стоят за все новые и новые санкции, европейскому бизнесу, торгующему с Россией, никак не хочется терять деньги.
Соответственно и они со своей стороны предпримут определенные шаги. Так что, не исключено, что те же самые фуры продолжать курсировать из ЕС в Россию и обратно под какими-нибудь прибалтийскими, армянскими и казахскими номерами.
Но это в любом случае существенное подорожание доставки грузов. Кто от этого выиграет? Или, вернее, кто от этого больше всего проиграет?
Ведь Евросоюзу должно быть понятно, что ответом России на пятый пакет санкций Брюсселя будет запрет на въезд в РФ любых транспортных средств из «недружественных» стран.
И здесь достаточно посмотреть на карту мира, чтобы определить, чей путь в объезд станет максимально продолжительным.
В общем, с новыми санкциями все как всегда. Политики их сочинили, а всему миру с этим жить и к этому как-то приспосабливаться. И ведь мир такой – он приспособится…