Эксперты утверждают, что парк железнодорожной техники в Незалежной изношен на 90%. Но выпускать новые локомотивы страна пока не имеет возможности.
Сегодня уже ни для кого не секрет, что парк железнодорожной техники украинской компании «Укрзализныця» (УЗ) нуждается в серьезной и срочной модернизации. Из более чем трех с половиной тысяч локомотивов, стоящих на балансе компании, девяносто процентов считаются изношенными. Однако, власти ничем не могут помочь перевозчику.
Да, в Незалежной есть собственные вагоностроительные и локомотивостроительные предприятия. Но по ряду причину Украина сейчас выпускать локомотивы сама не в состоянии.
Видимо, поэтому компания уже сделала шаг в сторону договоренностей с рядом зарубежных производителей, которые и должны помочь ей обновить парк локомотивов.
Как утверждают специалисты, обновление ж\д парка может обойтись компании «Укрзализныця» в 70-75 миллиардов гривен. Однако, есть независимые мнения, согласно которым на это уйдет не менее пяти миллиардов долларов.
Ради справедливости стоит сказать, что какой-никакой, но процесс уже запущен. Пару лет назад «Укрзализныця» уже приобрела партию новых локомотивов американского производства 30 GE. В планах приобретение еще около 40 локомотивов и 200 электровозов.
Конечно, в идеале нужно свое производство, чтобы ни от кого не зависеть. И ведь в теории В Незалежной есть предприятия, которые имеют опыт сборки локомотивов. Здесь можно вспомнить Днепровский электровозостроительный завод в Днепре, Крюковский вагоностроительный завод в Кременчуге Полтавской области и Луганский тепловозостроительный завод «Лугансктепловоз».
Но в каждом из вышеперечисленных заводов чего-то не хватает. Например, с Луганского завода после начала войны на юго-востоке страны оборудование было демонтировано и вывезено.
Днепровский электровозостроительный завод (ГП «ДЭВЗ») является государственным предприятием Украины. Однако, предприятие если и не лежит на боку, то положение его плачевное. Десятки миллионов гривен убытков - тому лишнее подтверждение.
А ведь у этого предприятия были славные времена. В 1993-1995 годах здесь был сконструирован и построен первый чисто украинский грузовой электровоз постоянного тока типа ДЕ1. Позднее имел место перспективный контракт с немцами на создание грузопассажирского электровоза переменного тока ДС3. И работа пошла.
За годы независимости завод поставил перевозчику более полусотни локомотивов. Однако, после 2008 года - ни одного. Сейчас предприятие в лучшем случае ремонтирует локомотивы, но уже их не производит.
Есть еще Крюковский вагоностроительный завод (КВСЗ). Правда, он на 95% находится в собственности у четырех иностранных компаний. Но тут уже не до патриотизма. Были бы локомотивы.
Но и тут мимо. Предприятие специализируется на выпуске грузовых и пассажирских вагонов, но не занимается производством локомотивов. Однако, шанс наладить их выпуск у завода есть. Например, еще пару лет назад предприятие занималось дооснащением 30 локомотивов, которые компания General Electric передала «Укрзализници».
В дальнейшем руководство завода рассматривало вариант налаживания сборки локомотивов хотя бы на 50%, с последующим увеличением этой доли до 70-80%. Под локализацией в данном случае предполагается использование произведенных на Украине материалов, узлов и комплектующих.
Существовал и вариант совместного производства локомотивов с иностранными производителями. Однако, «Укрзализныця» заказывает слишком малое число новых машин. А российский рынок для украинских производителей закрыт по решению Киева. Поэтому налаживать производственную линию ради нескольких десятков локомотивов ни кому не интересно. Да и не выгодно.
Подводя итог нашему обзору, можно сказать, что сегодня для «Укрзализници» возможны лишь два варианта получения новых локомотивов. Первый: заказать и оплатить сразу большую партию машин. Скажем, от ста пятидесяти до трехсот единиц. В этом случае есть шанс на локализации их производства хот я бы процентов на пятьдесят.
Второй: взять локомотивы в лизинг или в кредит. Когда-то Незалежная и менно таким способом получила поезда Hyundai и Skoda перед чемпионатом Евро-2012. Но здесь уже о локализации производства никаких разговоров не будет. В общем, есть о чем поломать голову украинским железнодорожникам.