Бытует мнение, что женщине, подающей такое заявление, верят на слово, и она может легко испортить мужчине жизнь.
Но на деле это не совсем так, сообщает в своем блоге юрист Антон Самоха. По его словам, добиться возбуждения уголовного дела по статьям 131 и 132 УК РФ не так-то просто. Проверку по делу будет проводить следователь СК РФ. Но принимают заявления по этим статьям, что в полиции, что в СК, мягко говоря, неохотно, отмечает автор. В некоторых случаях женщину могут даже усердно отговаривать от подачи заявления, если признаки насилия неочевидны. И на это есть несколько причин.
Во-первых, женщина может пожалеть мужчину или передумать. Юрист отмечает, что на практике такое случается. Например, женщина может решить, что перегнула палку, подав заявление. Или может решить, что насилия вовсе не было, а в ней просто вскипели эмоции. Бывало, что женщины на следующий после подачи заявления день отказывались давать показания. И для следователя это большая проблема: заявление отменить нельзя, а обвинение серьезное. Дело придется либо вести, — но тогда получится, что следователь привлечет невиновного, либо прекращать за отсутствием состава преступления, а это требует времени и обоснования.
Во-вторых, подозреваемый может откупиться от жертвы. Бывает, что женщине предлагают денежную компенсацию за страдания, и в суде она говорит, что все было по обоюдному согласию. Оправдательный приговор следователю не нужен, пишет юрист. По этой причине он также может тянуть время — ждать, пока стороны сами договорятся.
В-третьих, женщину могут отговорить родственники мужчины-подозреваемого. Чаще всего этим занимаются мамы. Иногда под давлением женщины «ломаются» и начинают мешать работе следователя, хотя сами подали заявление.
В-четвертых, иногда проблему решает свадьба. Юрист отмечает, что некоторым предложения руки и сердца достаточно, чтобы забыть про все обвинения. По словам автора, такое тоже случается после подачи заявления об изнасиловании. А еще может оказаться, что девушка беременна. И если это совмещается со свадьбой, то все вопросы решены.
Автор отмечает, что в случаях, когда видно, что было насилие (например, если есть физические травмы), дело возбуждают сразу. Но, к несчастью, порой вышеприведенные случаи мешают добиться справедливости тем, кто реально пострадал, но без очевидных следов. Тогда им приходится не только преодолевать страх и стеснение от пережитого, но еще и доказывать следователю, что преступление реальное, а не надуманное.