Более 130 делегатов и спикеров со всей страны представили 47 российских вузов и несколько компаний-разработчиков. В креативном пространстве «Старт Хаб» на «Красном Октябре» собрались проректоры, ИТ-директора и сотрудники российских университетов, отвечающие за техническую и инфраструктурную поддержку трансформационных процессов, руководители различных блоков управления образовательной деятельностью и ректоры вузов. На слёте представят и обсудят отечественные цифровые решения для индивидуализации высшего образования, опыт их применения университетами.
В программе ИОТ-слёта принимают участие представители МШУ «СКОЛКОВО», ФГАНУ «Социоцентр», ПАО «Промсвязьбанк», СUSTIS и «Яндекс.Облако».
Соорганизаторы слёта – ИОТ-университет и экспертно-аналитический центр «Научно-образовательная политика».
Первый день открыли дискуссией «Локальный цифровой зверинец или прокрустово ложе единообразия. К чему идём?» научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сженов, научный руководитель программы «Приоритет-2030», профессор МШУ «СКОЛКОВО» Андрей Волков, руководитель ФГАНУ «Социоцентр» Андрей Келлер, председатель Совета ИОТ-консорциума вузов Владимир Рахтеенко, ректор ТУСУР Владимир Рулевский, ректор ЯГТУ Елена Степанова, директор Центра развития электронных образовательных ресурсов МГУ им. М. В. Ломоносова Денис Янышев.
Андрей Волков, научный руководитель программы «Приоритет-2030», профессор МШУ «СКОЛКОВО»: «Мне довелось за последние 10 лет, участвуя в различных программах и комиссиях, послушать в районе 350–400 докладов о проектах развития университетов. Крайне редко встречаются небанальные мысли об образовании, и вопрос об индивидуализации как бы повисает в воздухе. Люди не отвечают на вопрос „а что я хочу сделать, индивидуализируя?“ — ведь это очень хлопотно, трудно, гораздо сложнее управляется, требует еще существенных ИТ-инвестиций. И я рассчитываю, что наш с вами разговор сегодня отчасти коснется этой проблематики — зачем нужна индивидуализация. И я попытаюсь этот вопрос задать не в вопросительном, а в утвердительном ключе. Что мы не учитываем, что мы не только учим, но и люди иногда учатся. Так как одно дело „передать образование“, а другое — „взять образование“. Если мы это не учитываем, то индивидуализация не нужна: надо учить, а дальше проверять знания. А если мы исходим из того, что некоторые из них учатся, то есть встречаем встречное движение, то мы вынуждены, как честные люди, по-другому строить наш образовательный процесс».
Владимир Рахтеенко, председатель Совета ИОТ-консорциума вузов: «Образование — это про людей. Когда мы автоматизируем, когда мы подходим к описанию и созданию процессов университетов, самое тяжелое — это не выплеснуть человека. Не выплеснуть это общественное благо. Как человек, который работает в автоматизации с 1976 года, я вам скажу один провокационный тезис (в кулуарах обсудим): везде, где появляется цифра, умирает качество, когда это касается качества социального. Потому что оно переживается совершенно индивидуализировано. Его нельзя загнать ни в какие модели. И еще хочу добавить: в среднем корпорация на процессы развития в год тратит минимум 10 млрд рублей. А если мы сложим все бюджеты развития вузов на автоматизацию процессов, то нуля справа не будет хватать.
Мы проанализировали сферу образования и поняли, что в ней есть три ключевых дефицита.
- Люди, которые действительно меняют образование. Причем они исчисляются десятками, может быть сотнями людей на страну. Не разговаривают об этом, а меняют, не боясь ошибок, что они пойдут не туда. Люди, которым не все равно. Пассионарии, которых чудовищно мало. А если нам нужны изменения, то нужны именно такие люди.
- Дефицит образа будущего. Ведь что такое хорошее образование? Мы сейчас в консорциуме занимаемся проектным обучением, и практически никому не можем объяснить, что такое учебный проект. Все говорят: „проект — это НИОКР, индустрия, мы так деньги зарабатываем“. А вы не хотите туда студентов пригласить? Но нет, давайте мы сначала этих студентов в игровом проекте подготовим, где главное — образовательный результат. А кому это надо?
Как все это спроектировать? Но тут хорошие новости: мы возьмем это на себя. Мы умеем из такого проблемного поля подсмотреть и допридумать схемы, которые будут закрывать огромное организационное разнообразие. Но будут компактными и работоспособными.
- Ресурсы. Если не научиться создавать конвенциональные стандарты, которые устраивают ну хотя бы десяток вузов, то образование просто обречено».
Андрей Келлер, руководитель ФГАНУ «Социоцентр»: «Любая управленческая система хочет измерять процессы в своей системе, ибо вечен тезис „что нельзя измерить, тем невозможно управлять“. И государство заинтересовано в мониторинге процессов, происходящих в университетах: коллегам важно опираться на объективную информацию. Тенденция в том, что все больше и больше сервисов государство пытается оттянуть на себя, чтобы переварить массивы данных и принимать решения (например, ЕГИСУ НИОКТР, где все должны регистрировать результаты своих исследовательских работ, и это становится точкой оценки исследований университетов и принятия решений о финансировании этих работ). При этом вузы автономны в принятии всех внутренних решений. Но мы знаем, что „культура съедает стратегию на завтрак“: процессам изменения будет препятствовать сформированная внутри университета культура. И перед выходом на уровень глобальных изменений надо начинать работать с этой культурой».
Виктор Рулевский, ректор ТУСУРа: «Я считаю, что за последнее время министерство дало университетам очень много ресурсов и возможностей для реализации своих амбиций. Если у тебя есть желание, то ты можешь быть участником любой программы. И у тебя точно появится ресурс. Нужно только желание, и по-другому это просто не работает. Так что в данном случае „шарик на нашей стороне“, и мы должны показать результаты использования этих ресурсов Создавая новые цифровые сервисы и пространства, мы понимаем, что они должны обеспечивать развитие потенциала как студентов, так и преподавателей. При этом должна быть создана такая безопасная среда развития, с возможностью персонального роста и самоопределения. И в то же время у студентов должна быть возможность на ошибку. Студенты очень боятся, с одной стороны, цифровизации. Потому что там все четко зафиксировано, невозможно ничего сделать. А с другой стороны, сейчас дети уже лучше нас знают все эти цифровые сервисы».
Елена Степанова, ректор ЯГТУ: «Мы приняли для себя непривычную в образовании продуктовую логику: все, что выходит из стен университета, — это продукт. Зачем нам ИОТ? Это наша конкурентоспособность. Мы многое пробуем. У нас работает биржа проектов как способ сборки команд. Мы хотим стать понятными для предприятий через формат учебных задач. Делаем ставку на максимизацию отношений и доходов от хозяйственных договоров на НИОКР с индустриями. Наши студенческие команды заходят в периметр групп разработчиков. И все это при том, что мы понимаем: государственные деньги нам по ряду причин недоступны. И для нас не стоит вопроса „или“. Это скорее вопрос верного сочетания индивидуализации разных уровней подготовки и приоритетов университета. У нас в программе развития проект инженерной школы политеха (появился раньше, чем проект ПИШ). Это предельно индивидуализированный подход и свободный учебный план. Работа со студентом в такой организованной деятельности развивает его способности к самоопределению. И это один из смыслов индивидуализации».
В программе слета – разбор тем технологической поддержки гибридного обучения, практики внедрения ИОТ в университетах собственными силами и с использованием отечественной цифровой платформы Modeus, организация проектного обучения, варианты развития ПИШ через сотрудничество с промышленностью (НИОКР) и создание совместных магистратур для подготовки инженеров нового поколения, обсуждение реализации ИОТ в модели перевернутого учебного плана, примеры использования ИИ в платформах адаптивного обучения в медвузе и прочие специализированные темы.
ИОТ-слёт вошёл в программу Десятилетия науки и технологий, это крупнейшее мероприятие для ИТ-команд российских вузов, заинтересованных в повышении конкурентоспособности своих выпускников и внедряющих принцип ИОТ (индивидуальные образовательные траектории), позволяющий студентам влиять на построение профиля своих компетенций, а также предоставляющий большие возможности для освоения практики решения реальных производственных задач. По оценкам экспертов, обучающиеся по ИОТ студенты более самостоятельны, умеют делать важный выбор и нести ответственность. Профиль компетенций «индивидуальной сборки» делает таких выпускников более востребованными и конкурентоспособными на рынке труда.
Узнать больше об ИОТ-слёте можно в телеграмм-канале https://t.me/iotuniversity и социальных сетях ИОТ-университета.