В течение последних десяти лет численность физических лиц, имеющих брокерские счета, увеличилась в 37 раз — с 1 миллиона в 2015 году до 37 миллионов в 2025 году, что составляет почти половину экономически активного населения страны.
При этом количество активных частных клиентов выросло в 50 раз — с 200 тысяч до 10 миллионов, и в дальнейшем планируется увеличение этого показателя до 40 миллионов. Эти данные были представлены старшим управляющим директором Московской биржи Владимиром Крекотнем на форуме «Инвест Weekend».
«В последние годы наша индустрия сосредоточилась на упрощении доступа к инвестиционным продуктам. Все аспекты инфраструктуры — как законодательные, так и технологические — сделали инвестиции более доступными для народа», — отметил эксперт на сессии «Новая эра рынка: инструменты, инфраструктура и возможности для частного инвестора». По его словам, значительный рост интереса к инвестициям среди частных лиц произошел во время пандемии, когда у людей появилось больше свободного времени, и они начали активно управлять своими финансами.
В этом контексте вся индустрия, включая Мосбиржу, стремится направлять больше ресурсов на усилия по обеспечению надежности и доверия к финансовой системе. «Мы ежегодно обновляем серверное оборудование и работаем над тем, чтобы инвесторы получали главное — оптимальные цены, ликвидность и стабильную работу всей системы», — добавил Владимир Крекотень (передает РБК), — Наша цель постепенно смещается с технологического обеспечения доступа к торгам на улучшение качества ликвидности для конечных клиентов. Мы стремимся к постоянному расширению спектра доступных частным инвесторам инструментов. В настоящее время у нас уже имеется множество акций для торговли, и мы продолжаем запуск новых продуктов».
Среди нововведений Московской биржи — удлинение времени торгов по будням и внедрение торговых дней на выходных, создание pre-IPO-платформы для непубличных компаний и запуск более 30 новых инструментов. «Мы видим свою задачу в том, чтобы с помощью биржевых векторов охватить все классы активов и все возможные профили как риска, так и доходности, которые могут заинтересовать инвесторов», — прокомментировал спикер.
Он отметил, что Московская биржа также активно занимается обучением. «Мы замечаем, как знания меняют поведение клиентов, — подчеркнул участник сессии. — Статистические данные показывают, что те, кто не проходит обучение, с большей вероятностью покидают рынок. В то время как обученные инвесторы в четыре раза чаще продолжают вести активные инвестиции». Вторым важным аспектом повышения финансовой грамотности среди инвесторов Владимир Крекотень назвал «системное вовлечение граждан в осознанное финансовое поведение». Для этой цели Мосбиржа создала маркетплейс «Финуслуги», цель которого — преобразование накоплений в осознанные инвестиции.