При общении с ребенком стоит помнить, что помимо слов, тон голоса и язык тела также имеют значение.
Все эти три элемента должны работать вместе. В разговоре с детьми, важно чувствовать, что мысли были правильно выражены и приняты.
В разговоре с малышом, нужно стараться сохранять дружелюбный и приятный тон голоса. Примерно с шести месяцев становится все более и более важным, чтобы разговоры приобретали разные оттенки. Отныне речь должна идти не только о любви к ребенку, а также о настроении и мыслях своих родителей. Ребенок этого возраста уже испытал целый ряд эмоций и настроений, но еще не узнал об их взаимоотношениях и причинах.
Короткие предложения и простые слова предпочтительнее, если цель состоит в том, чтобы научить ребенка некоторым двигательным и интеллектуальным навыкам. Но простой язык не будет работать, если хочется близких и дружественных отношений с ребенком, построенных на уважении и чувстве безопасности. Эти отношения являются основой того воспитания.
Особенности манеры общения с детьми
Некоторые родители разговаривают со своими детьми так, как считают нужным, однако разговор в неискреннем тоне в будущем может привести к конфликтам и разочарованию с обеих сторон. Это происходит потому, что они принимают изученный и искусственный тон. Одни играют родителей, а дети подражают их поведению. Члены семьи перестают быть подлинными и ведут себя так, будто стремятся воплотить в жизнь какую-то абстрактную идею семьи.
При использовании дружелюбного языка ослабляется послание, потому что не производит на ребенка правильного впечатления. Язык перестает идти рука об руку с подлинными чувствами и мыслями. Тем не менее, общение с ребенком – сочетание правильных слов, которые субъективно воспринимаются как правильные.
Часто встречаются родители, которые недовольны или разочарованы тем, что их дети не слушают, не общаются и не понимают, что им пытаются доказать. Эти родители описывают своих детей неохотно и безразлично. За некоторыми исключениями, поведение этих детей изменится, когда родители научатся убедительно выражать свои потребности и чувства к ним. Это относится как ко всем крупным и мелким повседневным проблемам, так и к некоторым драматическим событиям, таким как развод, болезнь или смерть близких людей.
Общение с ребенком – не просто слова, а выражение искренних чувств. Использовать вежливые и взвешенные предложения стоит с малознакомыми людьми, например, на работе. Но такая манера речи принципиально не работает с близкими. Во время конфликтов с ребенком или партнером красивая речь бесполезна, и некоторые прибегают к оскорбительным выражениям. Этого можно было бы спокойно избежать при ясном выражении своих мыслей и чувств. Здесь есть принципиальная разница. Во время разговора о себе и своих чувствах нельзя никому нанести моральный ущерб или обиду, тогда как это почти всегда происходит при разговоре о других. Это происходит потому, что вместо того, чтобы действительно интересоваться кем-то, человек пытается субъективно судить, но никто не любит, когда их мыслит «определяют» без них самих. Конечно, ребенку приятно, кода его хвалят и выставляют в позитивном свете, но даже это нельзя считать самым выгодным вариантом общения.
Важность искренности в разговорах с близкими
В разговоре о себе человек пытается произвести впечатление на других – они могут реагировать с удивлением, грустью, размышлениями или разочарованием. Однако при этом нельзя нарушать их личные границы.
В семейной жизни официальный язык малопригоден, поэтому часто возникают оскорбительные выражения. Это связано с тем, что в отношениях с детьми взрослые сталкиваются с проблемой четкого выражения своих личных границ, потребностей и желаний.
Общаясь с детьми снисходительно, родители просто оскорбляют их. Никто не любит такого обращения. Дети воспринимают поведение родителей как оскорбление, и рано или поздно отплатят им такой же монетой.
Не пытаясь выразить себя максимально искренне и понятно, родители говорят с детьми на абсолютно разных языках. Слова говорят одно, а «настроение» или «атмосфера» речи – совсем другое. Маленькие дети могут быть смущены этим и не знать, что действительно принимать всерьез. Они обычно придерживаются того, что не было им сказано. Но дети старшего возраста и подростки часто перестают слушать. Они делают это, потому что не понимают того, что им пытались донести. Взрослые максимально «зашифровали» свое послание, а детям не хочется тратить время на его разгадку. Они либо реагируют на буквальное содержание родительских слов и игнорируют всю невербальную сторону сообщения, либо наоборот. Когда их просят объяснить причину молчания или поведения, которое родитель воспринимает как неуважительное, они обычно говорят, что не хотят продолжать догадываться об истинном смысле слов.
Родительский авторитет
Родители, которые разочарованы отсутствием собственного авторитета у своих детей, в равной степени находятся в невыгодном положении по отношению к взрослым. Будь то их партнер, родители, родственники, начальство или коллеги – они чувствуют, что не получают от них достаточного уважения и понимания, что их просто оскорбляют или игнорируют.
Некоторые родители при этом сами тратят свой авторитет, потому что хотят, чтобы их ребенок рос в некоем демократическом раю, где нет конфликтов или разногласий. Идея кажется хорошей, но обычно терпит неудачу, потому что семейная жизнь совсем не похожа на политику. Вопрос не в том, кто победит, а в том, что каждый получает как можно больше того, что ему нужно, и как можно меньше того, что ему вредно.
Чем лучше человек согласует свои слова со своей индивидуальностью, тем больше получит уважения и понимания от других, и тем больше станет вероятность того, что дети всегда будут рядом в тяжёлые периоды жизни. Человек, который не может позаботиться о своих личных границах, похож на сад без какого-либо ограждения, которым может пользоваться каждый, когда пожелает.
Приторная манера речи, которую иногда используют для общения с детьми, слишком ориентирована на семейную гармонию и имеет понятные причины, но также является реакцией на язык традиционного воспитания, который часто был оскорбительным и унизительным, а иногда и насильственным. Однако язык любви не должен быть ни позитивным, ни негативным – только искренним и личным.