Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

16:01
Москва
23 ноября ‘24, Суббота

Зальцбургский фестиваль обрел артистического директора

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Консультативный совет Зальцбургского оперного фестиваля утвердил кандидатуру нового художественного руководителя. Им стал 61-летний австриец Александр Перейра, ныне директор Цюрихской оперы.

Спор между драмой и оперой

В 2011 году заканчивается контракт нынешнего главы оперного Зальцбурга -- режиссера Юргена Флимма, занявшего этот пост в 2006-м после ухода композитора Петера Ружички. К середине интендантского срока деятельность Флимма привела к серьезным разногласиям с главой драматической части фестиваля Томасом Оберендером. Оберендер чрезвычайно недоволен приоритетом (в том числе и финансовым) оперных программ над драмтеатральными.

Возможно, оппонент оперного Зальцбурга преследовал реконструкторскую, с его точки зрения, цель: вернуть фестиваль к его первоначальной специфике. Известно, что после второго рождения (номинально фестиваль считают родившимся в 1877 году) в 1920 году два года фестиваль действительно был немузыкальным. Но после приглашения на руководящий пост композитора и дирижера Рихарда Штрауса тут стали давать оперы и концерты. Стоило бы добавить, что Штраус возглавил Зальцбург по предложению одного из основателей новой версии фестивального Зальцбурга -- поэта и драматурга Гуго фон Гофмансталя, постоянного либреттиста опер самого Штрауса. Выходит, историческая подоплека работает против Оберендера. Да и моцартовский миф города сопротивляется насильному паритету драмы и оперы.

Карьерная прелюдия

Имя Александра Перейры уже возникало в Зальцбурге в 1989 году, когда умер фон Караян. Но тогда Перейру, руководившего венским «Концертхаузом», обошел интендант брюссельского театра La Monnaiе Жерар Мортье (сейчас художественный руководитель Национальной парижской оперы). Десятилетие правления бельгийца Мортье в Зальцбурге ознаменовалось радикальным разворотом главного в мире оперного форума к забытым раритетам и современной опере. Но и Перейра, ставший в 1991 году директором Цюрихской оперы, оказался не лыком шит. Шуму наделала уже первая при его директорстве постановка вагнеровского «Лоэнгрина» в режиссуре Роберта Уилсона. После этого Перейра не слезал с хвоста Зальцбургского фестиваля, вслед за которым, а порой и опережая, ставил оперы Цемлинского и Рамо, Вольф-Феррари и Галеви, Грюбера и Россини, Верди и Паизиелло.

В 1996-м Перейра вошел в состав Цюрихского фестиваля, сосредоточив его на продукции, выпускаемой местным оперным театром. В конце 1990-х ряд влиятельных изданий назвал Александра Перейру лучшим оперным директором. Титул способствовал выдвижению мультиязычной Швейцарии в разряд оперных лидеров Европы. Театр не скупился на специальные проекты «под восходящие имена» (вроде Чечилии Бартоли, для которой поставлены «Турок в Италии» Россини и «Нина» Перголези). Возникла и русская линия: под управлением Владимира Федосеева в Цюрихе шли «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», «Царская невеста» и «Катерина Измайлова». Любопытно, что помимо опер московский маэстро оказался за пультом в ряде балетных постановок -- в «Лебедином озере», «Золушке» и др. Само же имя Перейры, став синонимом процветания Цюрихской оперы, обозначило еще и упущенные возможности театров, от работы в которых он отказался, в частности Штутгартской оперы и La Scala.

Финансы и романсы

Самыми важными чертами Александра Перейры называют его финансовый талант и чувство юмора. Сын австрийского дипломата, он несколько лет работал в Лондоне и Франкфурте на австрийский Совет по туризму и еще 12 лет служил в берлинском офисе концерна вычислительных машин Olivetti. Став коммерсантом, Перейра на свой страх и риск устраивал концерты (в юности, кстати, он сам учился пению). С 1979 по 1983 год с его участием проводились так называемые Баховские концерты во Франкфурте. На самостоятельную музыкальную карьеру отважился в 1984 году, приняв директорство венским «Концертхаузом».

Позже в Цюрихе ему удалось привлечь солидный частный и банковский капитал, соблюдая при этом базовое условие театра: 50% расходов Цюрихская опера покрывает не за счет привлеченных средств, а за счет собственной выручки (в большинстве европейских театров этот коэффициент вдвое ниже). С учетом довольно скромной вместительности театра -- всего 1100 мест -- другому справиться с подобной задачей было бы затруднительно. Но у Перейры оказались весьма достойные партнеры.

Кстати, год-два назад потенциальным руководителем оперного Зальцбурга называли Франца Вельзер-Места, молодого австрийского дирижера, привлеченного Перейрой к музыкальному руководству Цюрихской оперой. Возможным основанием для отказа Вельзер-Места от зальцбургского предложения послужил его ныне действующий контракт с Кливлендским оркестром (который, к слову, участвует в программе «Зальцбург-2009»). Ну и, наверное, сыграло роль понимание, что менеджерский опыт Перейры послужит Зальцбургу все-таки лучше.

Менеджеры и творцы

Обсуждая это крупнейшее в оперном мире назначение, никуда не деться от признания очевидного: представители творческих профессий у фестивального руля как-то не задерживаются. Многолетний «хозяин» Зальцбурга Герберт фон Караян, конечно, не в счет. При нем фестиваль функционировал безотказно. Впрочем, и осмыслен был соответственно имперским замашкам коммерчески дальновидного маэстро. Посткараяновский Зальцбург оказался если не скучнее, то уж точно склочнее.

Десятилетняя эра бельгийского радикала Жерара Мортье закатилась под споры с местными властями, которые отказывались финансировать неавстрийские оперные проекты. Пятилетка Петера Ружички, дюссельдорфского дирижера и композитора, завершилась упреками чуть ли не в халтуре (будучи руководителем Мюнхенской оперной биеннале, Ружичка буквально разрывался на части). Режиссеру Юргену Флимму нынешнее интендантство дается с трудом по другой причине: приходится отстаивать оперное преимущество перед драмтеатром. При этом он внутренне, видимо, сочувствует обиженному оппоненту Томасу Оберендеру.

Выходит, назначение австрийца Перейры, чей контракт вступает в силу с 1 октября 2011 года, остается лишь приветствовать. Хотелось бы, чтобы его грядущая деятельность сказалась на русском присутствии в Зальцбурге. По сведениям Infox.ru, Владимир Федосеев, узнав о назначении Перейры всего за пару дней до своих гастролей в Японии, успел отправить ему шуточный факс с изображением длиннющей фестивальной очереди. Служба службой, а дружба дружбой. Однако нам стоило бы помнить, что в 1970-х именно федосеевский БСО оказался первым отечественным коллективом, принявшим участие в Зальцбургском фестивале.

Западу следует помнить, что России есть, чем себя защитить – Володин
Реклама