В Белоруссии идет регистрация кандидатов в президенты. В ЦИК поступило одиннадцать заявок, десять из них имеют все шансы на удовлетворение. Аналитики отмечают необычную для Лукашенко терпимость к оппонентам, впрочем, скорее вынужденную. После ссоры с Россией Батьке не остается другого пути, как на Запад, где свободные выборы -- традиция.
В Белоруссии начался очередной этап избирательной кампании – регистрация кандидатов в президенты. На него отведено 10 дней – с 14 по 23 ноября. Решение о регистрации, как сообщила в понедельник глава Центризбиркома Лидия Ермошина, будет принято 18 ноября.
Для того, чтобы принять участие в борьбе за кресло главы государства, претендентам требовалось собрать по 100 тыс. подписей в свою поддержку. В ЦИК поступили документы от 11 кандидатов: зампредседателя Белорусского национального фронта (БНФ) Григория Костусева, действующего президента Александра Лукашенко, руководителя союза «За модернизацию» Алеся Михалевича, лидера гражданской кампании «Говори правду» Владимира Некляева, зампредседателя Объединенной гражданской партии Ярослава Романчука, сопредседателя оргкомитета по созданию партии «Белорусская христианская демократия» Виталия Рымашевского; лидера кампании «Европейская Беларусь» Андрея Санникова; лидера оргкомитета по созданию Белорусской социал-демократической партии (Народная Грамада) Николая Статкевича; экономиста Виктора Терещенко; директора ОДО «Тривиум» Дмитрия Усса и индивидуального предпринимателя из Витебска Владимира Провальского. По словам секретаря Центральной избирательной комиссии Николая Лозовика, все, кроме Провальского, не собравшего нужное число подписей, «с высокой долей вероятности будут зарегистрированы».
Аттракцион невиданной щедрости
Политологи и сами участники нынешней кампании отмечают невиданный для Белоруссии либерализм, проявленный властями по отношению к оппозиции. «Сбор подписей пошел очень хорошо. Мы проводили пикеты на улице, и народ охотно подходил. Препятствия были всегда, не обошлось без запугивания и угроз, но их было меньше, чем на прошлых выборах», -- оценил ситуацию один из наиболее заметных претендентов на президентское кресло Андрей Санников. «Все было достаточно свободно, препятствий по сбору подписей практически не было, на сборщиков подписей давление не оказывалось», -- согласился другой кандидат от оппозиции Ярослав Романчук.
Правда, неожиданная «оттепель» еще не дает оснований расслабляться. Кто хозяин в доме, оппозиции дали понять на следующем после сбора подписей этапе – формировании участковых комиссий. «Представители демократических партий получили 0,27% всех мест», -- говорит Романчук. -- Из этого я делаю вывод, что показной либерализм был лишь сменой декораций для старого спектакля под названием «Самоназначение Александра Лукашенко».
Игра на Запад
Политологи тоже не оставили без внимания смену тактики Лукашенко. «С одной стороны, логика сильного лидера толкает к тому, чтобы все время наращивать цифры, чтобы не дать повод сказать, что батька-то слабеет. Но именно на этих выборах власть продемонстрировала способность к более тонкой игре», -- комментирует белорусский политолог Александр Класковский.
«Более тонкая игра» для Лукашенко -- мера вынужденная, считают аналитики. Сейчас, когда отношения с Россией серьезно испорчены и рассчитывать на крупные инвестиции со стороны соседа не приходится, пришло время представить товар лицом Западу. А там трепетно относятся к правам и свободам личности. «У Лукашенко большая заинтересованность в том, чтобы получить от Европы зачет по этим выборам. И Европа демонстрирует, что не будет слишком уж высоко поднимать планку. Запад втянулся в так называемый прагматический диалог с белорусской властью: торговать-то надо, тут есть лакомые куски нераспроданной собственности, к тому же момент конфронтации с Россией удобен для того, чтобы втянуть Белоруссию в поле своего влияния уже при нынешнем режиме», -- поясняет Класковский.
Оппозиция
Зарегистрировав девять соперников Лукашенко, власть одним выстрелом убивает двух зайцев, развивает мысль политолог: «впаривает Европе эти выборы как разгул либерализма» и попутно создает условия для размывания голосов протестного электората. По мнению не только проправительственных, но и независимых экспертов, Лукашенко способен выиграть эти выборы практически вчистую, без особых перегибов с админресурсом, если, конечно, не даст волю нервам и не сорвется по старой привычке.
По данным Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ), рейтинг даже самого успешного из всех конкурентов действующего президента -- Владимира Некляева -- сегодня составляет всего 17%. Правда, для политического новичка это очень приличный результат. Такой взлет, а также перерождение Некляева из поэта с сильными националистическими установками в политика с пророссийской риторикой, дал почву для интересных слухов. Говорили и о финансировании его кампании из Москвы, и о том, что кампания вообще была разработана для другого человека – "тяжеловеса" из администрации, но он не повелся, так что пришлось произвести «смену играющего состава».
На втором месте в шорт-листе с рейтингом в 8% -- Андрей Санников, тоже удививший белорусских аналитиков. Известный ранее своими радикально-европеистскими взглядами, на этих выборах он стал работать на одном поле с Некляевым. Санникова тоже заподозрили в несамостоятельности.
По замерам НИСЭПИ, третье место у Алеся Михалевича. Бывший активист БНФ сейчас предпочитает демонстрировать не революционность, а умеренную критику существующего строя. Эксперты видят в этом проявление прагматизма: через два года парламентские выборы, и, если Лукашенко и дальше буден настроен миролюбиво, то оппозицию туда в безвредных гомеопатических дозах, вероятно, запустит. Поэтому Михалевич, формально оставаясь оппонентом главы государства, считает нелишним проявить лояльность власти. Он даже заявил, что его первым решением в случае победы будет закон о гарантиях бывшему президенту.
Ярослав Романчук, пока занимающий четвертое место с рейтингом в 6,2%, в политике не новичок. Зампред «Объединенной гражданской партии» долгое время был в тени ее главы Анатолия Лебедько. Формально и сейчас оставаясь замом, по популярности Романчук обошел первое лицо своей партии. Но его идеи либерального экономиста трудно принимаются на белорусской почве. При всей харизматичности Романчука и симпатии к нему со стороны продвинутой молодежи, он с самого начала воспринимался как технический кандидат: Романчуку надо засвидетельствовать участие партии в выборах и набрать личные политические очки. Впрочем, он временами «перегибает». Смелое заявление о необходимости легализации проституции и еще несколько высказываний на экстравагантные для Белоруссии темы стоили лидеру ОГП пары процентов голосов.