Итоги коронавирусу подводить рано, но один вывод из пандемии уже сделать можно – инфекция стала главным испытанием для единой Европы. Евросоюз может просто не пережить ее.
Эксперты отмечают сразу шесть трендов, которые в настоящий момент занимаются разрушением Евросоюза изнутри. Об этом в своей колонке для The Guardian написал директор лондонского аналитического Центра за европейские реформы Чарльз Грант. Он напомнил, что противоречия и взаимное недоверие в Европе существовали и до нынешней пандемии. Однако именно коронавирус окончательно рассорил все страны.
Первым из таких трендов Гран называет деглобализацию. До сих пор размышления об отказе от глобализации, возвращение на родину выведенных в Китай производств и т.п. были скорее только разговорами. Их подогревали провокационные рассуждения президента США Дональда Трампа, который ведет торговые войны не только с Китаем, но и ЕС, а также возможность жесткого брексита Великобритании, которая, к слову, окончательно от идеи выйти без соглашения из состава ЕС не отказалась. Коронавирус обнажил и другие проблемы все стран, включая самых богатых. Это полная неспособность системы здравоохранения справляться с наплывом пациентов, а также дефицит лекарств и медицинских средств. Наконец, все страны начали не доверять китайскому бизнесу. А ведь именно эта страна является «мировой фабрикой».
Еще один тренд – острое желание всех стран самостоятельно определять свою политику, а не отдавать ее на откуп надевропейским институтам. Фактически Еврокомиссия утратила контроль над ситуацией, с большим трудом наладим диалог 27 стран, которые пытались договориться о совместных действия по борьбе с пандемией.
Все страны обнаружили, что единая и свободная Европа не такая уж и ценность и легко закрыли границы друг от друга – это третий тренд. Одновременно с этим все страны Европы стали не доверять иностранцам из развивающихся стран, которые пытались получить вид на жительство внутри Шенгенской зоны. Рассчитывать на то, что Европа легко откроет границы после окончания пандемии не приходится. Эпидемиологическая ситуация в странах отличается, все ждут второй волны коронавируса, а также того, что он начнет активно распространяться по Африке.
Коронавирус, как ни странно, ударил по позициям зеленых, которые до пандемии были очень влиятельной силой в большинстве стран Европы – это четвертый тренд. До сих пор жители Европы готовы были терпеть дополнительные расходы, оправдывая это пользой для планеты. Но теперь, когда уровень жизни серьезно упал, зеленым уже невозможно будет убедить жителей Евросоюза, что в их интересах платить больше за «правильную» продукцию или более дорогую электроэнергию.
Наконец, обострятся противоречия между Востоком и Западом Евросоюза, то есть между странами ранее входившими в зону интересов СССР и капстранами. Такие страны, как Венгрия, Румыния или Польша активно не хотят участвовать в программах ЕС по приему мигрантов, а также сокращать объемы выброса парниковых газов. Пандемия только усугубит этот раскол в Европе. Противоречия возникнут и внутри самого «капблока». Это обида со стороны южных стран на северные. Италии и Испании не помогали во время финансового кризиса 2010 года. Сейчас и Испании, и Италии недостаточно помогают. Хотя эти две страны наиболее пострадали от пандемии. Эти страны и так были на пороге выхода из ЕС, а сейчас их эти страны очень вероятно могут отказаться от евро или покинуть блок.