О признании Ильназа Галявиева, напавшего на казанскую школу в мае, невменяемым первой сообщила «Газета ОНК»— официальное издание Общественной наблюдательной комиссии.
Ранее сообщалось, что сразу после задержания, находясь в КПЗ, он кричал, что в нём пробудился монстр. А еще СМИ писали, что в 2017 у Галявиева была диагностирована энцефалопатия, вызывающая патологию тканей головного мозга.
Однако позднее в СК заявили, что психолого-психиатрическая экспертиза в отношении Галявиева еще не завершена.
11 мая Галявиев расстрелял 9 человек: семерых школьников и двух учителей. После признания невменяемым ему могут назначить принудительное лечение.
Трагического инцидента в Казани можно было бы избежать, если бы Галявиев обратился за психиатрической помощью, считает врач-психиатр Лев Пережогин. Он отмечает, что Галявиев боялся обращаться к психиатрам.
По словам специалиста, невозможно только надзором и жесткими профилактическими административными мерами решить проблему психического здоровья, в том числе и действий лиц, имеющих психические болезни. Пережогин полагает, что необходимо объяснять людям, почему не стоит бояться посещать психиатра при необходимости. То обстоятельство, что человек обращается за психиатрической помощью, не должно служить поводом для его дискриминации, отмечает эксперт.
Адвокат Денис Широков рассказал, что согласно практике, убийство двух и более человек зачастую совершается тяжело больным лицом. Такой человек может провести в спецучреждении всю жизнь.
В случае признания обвиняемого невменяемым, врачи назначают принудительное медицинское лечение. Тип учреждения и режим — амбулаторный, специальный, общий — тоже определяют медики. В случае наличия психического заболевания именно врачи решают, в каких условиях человека следует лечить.
Как правило люди, которые решаются на убийство одного или нескольких лиц, имеют серьезное заболевание. Зачастую их помещают в закрытые медучреждения специализированного типа, где они находятся очень долго, а иногда и до самой смерти, так как болезнь настолько тяжела, что победить её они не в состоянии. Медицина пока не научилась так хорошо излечивать психические заболевания, посетовал специалист. «Это обычно поход в один конец», — замечает он.
И все-таки шансы выйти из лечебного учреждения есть всегда, все зависит от решения спецкомиссии и течения заболевания, которое трудно предсказать, пояснил юрист.