Глава «Роснефти» Игорь Сечин предложил увеличить диапазон отклонения цен на топливо по механизму демпфера на 10%.
Он обратился с таким предложением к вице-премьеру Александру Новаку. Минфину и Минэнерго предлагается доработать механизм и представить в правительство изменения в налогообложении, чтобы обеспечить их принятие до завершения весенней сессии Госдумы, пишет РБК.
Принцип действия топливного демпфера заключается в том, что правительство, предоставляя субсидии переработчикам, стимулирует нефтяные компании увеличивать поставки бензина и дизельного топлива на внутренний рынок вместо экспорта. Если экспорт становится более прибыльным, демпфер компенсирует разницу, позволяя стабилизировать цены. Однако если цены на внутреннем рынке превышают определённые пороговые значения, выплаты по демпферу прекращаются. В соответствии с действующим налоговым законодательством в 2025 году такие ориентировочные цены составляют 60 450 руб. за тонну бензина (АИ-92) и 57 200 руб. за тонну дизеля. Допустимое превышение оптовых цен за месяц не должно превышать 10% для бензина и 20% для дизельного топлива (то есть это не более 66 495 руб. и 68 640 руб. соответственно).
Как указано в письме, с начала года биржевые цены на бензин увеличились на 20,8%, а на дизельное топливо на 4,7%. По данным территориального индекса на европейской части России Петербургской биржи (СПбМТСБ), стоимость бензина растёт как минимум с начала лета и сейчас находится на максимальных уровнях 2025 года. Так, 17 июня цена на АИ-92 возросла на 0,47% по сравнению с предыдущими торгами — до 65 184 руб. за тонну, АИ-95 — на 1,14%, достигнув 73 833 руб. за тонну, а летний дизель подорожал на 0,41%, составив 57 379 руб. за тонну. Тем не менее, цены пока не превышают критические уровни. Всего лишь один раз за время действия демпферного механизма был зафиксирован его выход за пределы — в сентябре 2023 года, во время топливного кризиса. Сечин указывает в письме, что это дополнительно увеличило налоговую нагрузку на индустрию.
Чтобы избежать повторения подобной ситуации, «Роснефть» в ноябре 2024 года направила Новаку письмо с просьбой увеличить допустимые отклонения фактических цен внутреннего рынка от условных значений до 20% для бензина и до 30% для дизельного топлива. С аналогичным запросом также обратились и другие крупные нефтяные компании, такие как ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть» и «Татнефть».
«Данное предложение было проработано Минэнерго и Минфином, но вопрос о размере корректировки диапазонов остаётся открытым. В настоящее время рассматриваются различные варианты корректировки, в том числе увеличение допустимого отклонения на 5% вместо требуемых 10%», — заявляется в письме.
При этом увеличение диапазонов на 10% позволит снизить риски обнуления демпферных выплат в условиях усиливающегося санкционного давления и нестабильной геополитической ситуации, подчеркивается в документе. В связи с этим глава «Роснефти» просит поддерживать его инициативу, чтобы избежать неконтролируемого увеличения биржевых цен, которое может привести к проблемам для независимых розничных сетей, нехватке топлива на отдельных рынках и убыткам в отрасли. РБК направил запрос в секретариат вице-премьера Новака и в пресс-службы Минфина, Минэнерго, «Роснефти» и других ведущих нефтяных компаний.