В Госдуме возникла идея ограничить наценки на продукты, продаваемые в торговых точках на территории аэропортов и вокзалов.
С инициативой выступила фракция ЛДПР. Авторы законопроекта предлагают наделить правительство полномочиями определять перечень продукции с максимальными ценами, которые предприниматели вправе устанавливать (передают "Известия").
Строго говоря, «наброски» этого перечня уже есть. Так, по действующему законодательству есть список социально значимых продуктов, стоимость которых может регулироваться государством. В него входят 24 товара (молоко, яйца, хлеб, мука и так далее). Если по той или иной позиции наблюдается аномальный рост цен на отрезке в 2 месяца, правительство может вмешаться и в административном порядке ввести ограничение роста цен.
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что в аэропортах и вокзалах у покупателей часто нет альтернативы, кроме как купить продукты по завышенной цене. Причем стоимость в отличие от обычных магазинных цен может быть в разы выше.
По словам одного из авторов документа, депутата Ярослава Нилова, пассажиры массово жалуются на цены. Граждане говорят, что даже за постую питьевую воду приходится платить баснословные деньги.
В законопроекте не идет речь о черной икре или элитных колбасах. Здесь можно оставить «рыночные» цены, однако у пассажиров должна быть возможность купить себе воду и хлеб по адекватной стоимости. Желательно, чтобы уровень наценки не превышал 10%.
Как быть с арендной платой?
Глава Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов назвал идею с ограничением наценки в 10% справедливой. Однако он указал на необходимость существенно доработать законопроект. Дело в том, что если ввести для торговых точек ограничения, для предпринимателей это будет равносильно тому, чтобы «на одну ногу наступить, за другую потянуть». Высокие цены берутся не с потолка. Они обусловлены арендной платой в аэропортах и на вокзалах. Поэтому здесь в обязательном порядке нужно будет ограничить еще и арендные платежи. В противном случае можно получить пустые павильоны.
Партнер BGP Litigation Ирина Акимова в комментарии к думской инициативе напомнила, что проблема с ценами в аэропортах возникла давно. Сейчас фактически нет никаких ограничений при установлении цена на товары в границах аэропортов. Формально конкуренция там ограничена, но в практике ФАС есть лишь несколько примеров, «когда ведомству удалось установить доминирующее положение хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговлю в аэропортах, и выдать предупреждение в связи с необоснованными ценами на товары».