Внедрение искусственного интеллекта в различные сферы сопряжено с некоторыми издержками для человека.
В перспективе ИИ может контролировать жизнь общества в соцсетях, отслеживать противоправный контент, подозрительную активность и так далее. Так же как и человек ИИ может ошибаться, но из-за большего охвата его деятельности ошибки могут быть более массовыми и влекущими за собой существенный объем негативных последствий. Неслучайно в России заговорили о вероятной проблеме дискриминации человека со стороны ИИ.
Первый зампред Комитета Совфежа по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова в интервью «Парламентской газете» рассказала, что представить возможности ИИ в дискриминации различных групп граждан не так сложно. Нужно понимать, что ИИ собирает данные о каждом пользователе соцсетей, о запросах в поисковых сайтах, информацию со всех интернет-ресурсов.
ИИ будет известно, с кем кто общается, какие товары покупает. Он оснащается алгоритмами, известными только разработчикам, с помощью которых просчитывает потребительские «инстинкты» человека и предлагает ему соответствующие рекламные объявления, кандидатов в друзья, и прочее.
Здесь проблема в том, что со временем человек сам может запутаться, что ему действительно интересно, а что навязано алгоритмами.
Помимо этого запрограммированный определённым образом ИИ сможет «проводить идеологическую и политическую «дискриминацию», иногда вступающую в противоречие с действующим законодательством России», сказала Рукавишникова. Например, есть риск, что ИИ начнет сам продвигать противоправный контент в Сети, либо наоборот – запрещать полезный и конструктивный контент.
Другим риском становится вероятность утечки собранных ИИ данных в руки третьих лиц, которые могут воспользоваться информацией в корыстных целях. Тут, по мнению сенатора, поможет политика максимальной открытости и информационной прозрачности в том плане, что пользователи всегда должны оповещаться о взаимодействии с ИИ.
Весной 2021 года в России приняли Кодекс этики искусственного интеллекта. Это набор принципов работы участников процесса обмена информацией. Документ позволит урегулировать различные аспекты использования ИИ.
Ранее Ирина Рукавишникова говорила, что за человеком обязательно нужно оставить право оспорить решения ИИ. В особенности это касается юридических споров и судебных тяжб. По части сбора доказательств и признания их достоверными окончательная оценка всегда должна оставаться за человеком, добавила сенатор.
Впрочем, нельзя отгораживаться от позитивных моментов, которые ИИ привносить в судебную ветвь власти. Цифровые технологии помогают оперативно находить для судебного процесса нужные нормативные акты. Это облегчает работу судей.
В качестве вспомогательного сервиса ИИ в судебной практике очень полезен, поэтому в таком ключе его использование будет расширяться. Однако принимать решения всегда будет живой человек – судья.