Российские мультипликаторы доделывают проанонсированные проекты и не знают, займутся ли новыми. Для них финансовый кризис совпал с реформой системы государственного финансирования анимационных проектов.
Генеральный директор компании Movie Research Олег Иванов опасается, что кризис станет для российской анимации «разрушительным», а ее количество в кинопрокате сократится после 2009 года.
«Производственный цикл анимационного фильма в 1,5-2 раза длиннее, чем игрового, и инвестиционные решения здесь нужны более существенные, - поясняет он. – Если государство не будет финансировать мультфильмы на 100%, то инвесторы просто не найдутся».
Решающим фактором при принятии решений о выпуске новых российских мульфильмов станут сроки окупаемости фильмов, уже готовящихся к выходу в прокат, говорят участники российского рынка анимации.
Директор студии анимационных фильмов «Мельница» Александр Боярский говорит, что решения о запуске новых проектов будут приниматься с учетом успехов текущих.
«18 декабря мы выпускаем в кинотеатры новый полнометражный мультфильм «Про Федота-стрельца», -- рассказывает он. – Многое будет зависеть от того, будет ли к тому времени у зрителя какое-либо желание идти в кино».
В начале 2008 года произведенный студией «Мельница» мультфильм «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» стал первым российским анимационным проектом, окупившимся в прокате. Бюджет фильма составил $2,5 млн, а его кассовые сборы достигли $9,74 млн. Двум предыдущим частям трилогии студии «Мельница» про богатырей («Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч») не удавалось окупить свой бюджет даже без учета стоимости рекламных кампаний.
Режиссер студии «Пилот» Валентин Телегин напоминает, что «около 95% российской анимации финансируется государством». Сегодня, по его словам, студии лишены возможности начинать работу над новыми проектами, так как Министерство культуры не отвечает на сделанные заявки.
«С тех пор как функции агентства по кинематографии передали министерству, с его стороны никаких действий нет, -- говорит он. – Сейчас все буксуют и доделывают уже начатые проекты».
Режиссер-мультипликатор Гарри Бардин работает над полнометражным мультфильмом «Гадкий утенок» два года. Фильм на треть финансируется Министерством культуры, последнюю часть средств киностудия Гарри Бардина «Стайер» должна получить в 2009 году.
«Кризис не может меня не беспокоить, -- признается Гарри Бардин. – За мной идут люди, которых нужно кормить. Как поведет себя экономика, сейчас не знает никто, и мы стараемся выжить в новой системе координат».
Он обеспокоен перспективами своего проекта в российском прокате «с учетом новых экономических условий».
«Ситуация после кризиса как минимум не изменится в лучшую сторону, -- сетует он. – Сметы и бюджеты не сократятся, хотя на это надеются многие, а кинопрокат останется таким же тенденциозным. Прокатчики всегда предпочтут мультфильму отечественного производствазарубежный блокбастер».
Александр Боярский пока не слышал о том, чтобы анимационные студии сворачивали начатые проекты, но советует «правильно распределять финансы».
«У нас сейчас три проекта: один сериал для телевидения и два полнометражных фильма для кинотеатров. На разных этапах производства один проект поддерживает другой, -- говорит он. – Необходимо сочетать долгосрочные проекты и проекты, которые приносят более быструю выгоду».