Для великолепной семерки из Мадрида Ska–P официальная история панк-рока -- сплошное надувательство. Прибавьте к нему маленькую приставку «ска-», добавьте «этно-», и получите лучшую, может быть, группу на свете. Концерт неутомимых бунтарей и анархистов состоится 14 мая в клубе «Ролл-Холл» на Тульской.
Деревенский боевик
Ska-P -- не сокращение от ска-панк, а зашифрованное «эска-пи», то есть эскапизм и вообще бегство от реальности. Пульпуль, Хошеми, Хулио, Пипи, Пако, Чикитин и Гари. Семь сурового вида испанцев вот уже пятнадцать лет почитаются фактически как полубоги у анархистов, антиглобалистов и леваков всех пяти континентов. Несмотря на цензурные запреты, они выпустили шесть золотых дисков. Кстати, мадридцы они всего лишь во втором поколении. Их предки выращивали виноград, делали сыры и пасли овец. Средиземноморский панк-рок, в отличие от британского -- явление сугубо деревенское.
Если радикальные жители Лондона и Манчестера черпали свое вдохновение в футбольных гимнах, блатных частушках у стойки паба или творчестве Игги Попа, то обитатели Иберийского полуострова просто-напросто модернизировали свои исконные народные напевы, песни пастухов и цыган, мореплавателей и конкистадоров, спившихся тореро и приплывших из-за океана получивших свободу работников табачных плантаций. Недаром у Ska-P так сильны карибские мотивы: кто первым слышит самые свежие музыкальные веяния Ямайки, как не потомки пиратов?
На обложке дебютного альбома (названном просто «Ska-P») -- его ребята накатали в 1994 году на местном лэйбле AZ records -- изображен умиротворенно улыбающийся котяра в растаманской шапочке, бренчащий на гитаре нечто из Боба Марли. Логотип, раскрашенный в цвета ямайского флага, и конопляный листок, помещенный аккурат рядом с названием группы, могли ввести в заблуждение и заставить воспринимать Ska-P как очередную обкурившуюся рэгги-группу. Но все не так просто.
Вся власть Советам!
Ska-P -- группа до мозга костей, до безобразия испанская. И дело не только в языке Сервантеса и Лопе де Веги. Сам дух их оголтелого, временами совершенно инфернального, несмотря на веселую энергетику, панка сугубо национален. Только в стране, где еще в начале XIX века сжигали людей на кострах, а в 70-х годах прошлого века правил диктатор и лучший друг Гитлера, где женщины еще до недавнего времени после тридцати одевались исключительно в черное, а человек, не умеющий играть на шестиструнной гитаре считался увечным, могли появиться такие песни.
Кстати, о национальном вопросе. В 1998-м, когда только решался вопрос о Европейском союзе, наши непримиримые панк-клоуны выпустили альбом с говорящим названием «Eurosis» (не то «еврокризис», не то «болезнь под названием Европа») с монеткой евро на обложке. Сильный, куда более взрослый и взвешенный релиз, во-первых, доказал, что панки могут быть мэтрами, а во-вторых, что политически ориентированные песни могут быть музыкальными шедеврами. А когда на рубеже тысячелетий появилась «Planeta Escoria», возможно, лучший альбом Ska-P, казалось, преград для них не существует вовсе. Но человек предполагает, как известно, а....
Откуда у парня испанская грусть?
Новейший альбом «Lágrimas y Gozos» был записан после некоторого перерыва, связанного с личными обстоятельствами участников. У трубача Чикитина обнаружилась опухоль, и он ее долго лечил (и победил!), а барабанщик Луисми впал в религиозную депрессию, заявил, что рок-н-ролл, не говоря уже о панке -- дорога в ад, и попытался уйти из группы. Погрустнели узнавшие обо всем этом поклонники. Грустнее обычного зазвучали побочные проекты музыкантов «The Locos» (во главе с Пипи) и «No-Relax» (под руководством Хошеми). Однако в ноябре прошлого года бравый септет заново собрался в Буэнос-Айресе и засел в студии. Результат -- плотный и вполне революционный альбом, где меланхолия носит исключительно рудиментарные формы. А песни «Los Hijos Bastardos De La Globalización» («Ублюдки глобализации») и «Decadencia» имеют все шансы занять первые места в их дискографии.
До страны, подарившей миру Троцкого, Ska-P пока не добирались ни разу. Но теперь досадное упущение исправлено. И не ответить на их «Viva la Revolucion!» радостным «No Pasaran!» будет просто неприлично.