Власти Ирландии нашли способ спасти Лиссабонский договор, направленный на реформу системы управления Евросоюза. Во второй раз, в условиях жесточайшего финансового кризиса, ирландцы могут проголосовать на референдуме «за» ратификацию соглашения.
Власти Ирландии, граждане которой на референдуме в июне неожиданно для всей Европы отвергли ратификацию нового базового соглашения ЕС, нашли способ спасти договор, без которого Евросоюз не сможет осуществить реформу управления, готовившуюся многие годы. Ирландия стала единственным государством ЕС, в котором вопрос о ратификации Лиссабонского договора был вынесен на референдум.
Премьер-министр страны Брайэн Коуэн заявил, что может представить решение еще до запланированного на 11—12 декабря европейского саммита, сообщает Reuters. Вместе с тем глава правительства не объяснил, означает ли это возможность проведения повторного референдума.
«В том, что касается Лиссабонского договора, есть особые вопросы, которые я должен обсудить со своими коллегами», - сказал ирландский премьер. «Я надеюсь, что в декабре мы сможем набросать контуры этого решения», - добавил он.
Ранее парламентская комиссия заявила, что для проведения повторного референдума конституционных препятствий нет.
Лиссабонский договор, подписанный в декабре 2007 года на саммите ЕС, содержит проект реформы руководящих структур европейского сообщества. Документ фактически заменил собой проект несостоявшейся конституции ЕС, которую в 2005 году отвергли на референдумах граждане Франции и Нидерландов.
12 июня на референдуме в Ирландии большинство (53,4 %) высказалось против ратификации Лиссабонского договора. Руководство Евросоюза было шокировано таким результатом, высказывались мнения, что реформа ЕС зашла в тупик. Впоследствии выяснилось, что ирландцы были недостаточно проинформированы о содержании договора и голосовали, руководствуясь, в основном, страхами перед потерей национальной идентичности и нейтралитета.
Договор вступит в силу только в том случае, если все 27 государств ЕС ратифицируют его. Проект реформы, поставленной под угрозу из-за негативного исхода ирландского референдума, предполагает замену существующей системы ротационного председательства в ЕС на институт президентства. Предполагается также ввести новую систему подсчета голосов стран-участниц ЕС (решение будет считаться принятым, если за него проголосуют 55% стран сообщества, в которых проживает как минимум 65% его населения).