Подготовка к введению в школе основ религиозных культур и светской этики выходит на финишную прямую. Сейчас в Москве обучаются тьюторы -- те, кто в марте займется подготовкой учителей по шести модулям нового предмета. О том, кто, как и зачем будет преподавать детям религиозные культуры и светскую этику, в интервью Infox.ru рассказал директор департамента госполитики в образовании Минобрнауки Игорь Реморенко.
– Игорь Михайлович, на каком этапе сейчас находится эксперимент по введению в школах курса основ культур традиционных религий и светской этики?
– В Министерстве образования создан межведомственный координационный совет, который координирует апробацию данного курса. В него входят представители конфессий, научных организаций, чиновники, представители полпредств в федеральных округах и ряда других структур. Возглавляет координационный совет министр Андрей Александрович Фурсенко. Совет отобрал группу, ответственную за разработку основных учебных пособий. Координатором этой группы стала Марианна Михайловна Шахнович, завкафедрой философии и религиоведения СПбГУ, член совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ. Под ее руководством группа по написанию учебных пособий несколько раз собиралась, много работала в режиме электронной переписки. Нужна была организация, которая свела бы воедино все предложения, проверила их на состоятельность с точки зрения психолого-педагогических подходов к организации обучения. Этой организацией стало издательство «Просвещение» – крупное известное издательство с большим пулом методистов и специалистов, способных качественно провести редакторскую работу. По нормам этого издательства сейчас подготовлены макеты учебных пособий, по которым ведется обучение тех, кто будет готовить учителей.
– Подготовка тьюторов (тренеров для будущих преподавателей) уже начата. Что это за люди, по какой программе их готовят, где? Раскройте механизм.
– Это порядка тысячи человек из регионов, из расчета один обучающий на 15 будущих учителей. Тьюторы, которых прислали регионы, это, как правило, работники системы повышения квалификации, специалисты в области гуманитарных наук. Но среди них встречаются и интересные, настроенные на содержательную работу учителя – учителя, которые способны сами исполнять методические функции и обучать других. Само обучение происходит за федеральные деньги, а дорогу оплачивают регионы. Сейчас идет второй поток обучения в академии повышения квалификации работников образования. Курс по разработанной академией программе рассчитан на неделю. Занятия идут в форме лекций и семинаров: будущие тренеры встречаются с авторами учебных пособий, редакторами, обсуждают, какими технологиями лучше пользоваться при организации обучения. Планируется, что до февраля 2010 года эта работа по подготовке тренеров будет закончена. Надо заметить, что право учить других получат не все прошедшие курсы в академии повышения квалификации. По окончании им предстоит выполнить итоговую работу. Несдавшие экзамен не получат рекомендации быть тренерами.
– Какова технология подготовки уже непосредственно школьных учителей? Каких предметников будут обучать новой специализации?
– Обучение тех педагогов, которые непосредственно будут работать с ребятами, начнется в марте вместе с массовой поставкой учебных пособий в регионы. Где-то это будет происходить в образовательных учреждениях, где-то -- в региональных институтах повышения квалификации. По форме это тоже семинарские занятия по разбору учебных пособий и выработке подходов к обучению. Что касается вопроса о том, каким педагогам будет поручен новый курс, по действующей нормативной базе за ресурсное обеспечение образовательной программы отвечает образовательное обеспечение. Поэтому выбор преподавателей для нового предмета остается за школами. Мы рекомендовали, чтобы это были учителя, способные не столько догматически передавать информацию, сколько обсуждать те феномены окружающей действительности, которые связаны с деятельностью конфессий, религией, традициями… Тех педагогов, которые способны вести такой диалог с ребятами, мы и рекомендуем привлекать к преподаванию. Будут ли это преподаватели старшей школы, например историки, или это будут толковые учителя начальной школы, решают образовательные учреждения.
– На какую помощь при проведении эксперимента сможет рассчитывать учитель, только начинающий осваивать новый курс?
– В задачи тренеров будет входить не только подготовка учителей к преподаванию, но и сопровождение, методическая поддержка педагогов в процессе преподавания в школе.
– Для школы вообще проблема кадров стоит остро. Не усугубится ли она? Ведь это шесть новых предметов, которые кто-то должен взять на себя.
– Во-первых, есть разные школы. Не везде будут введены все шесть модулей. Есть регионы, где ни одна школа вообще не выбрала один из шести модулей. Тем не менее все материалы по нему будут в школу доставлены, чтобы в библиотеке все это было. Во-вторых, в каждом случае вопрос с преподавателями будет решаться по ситуации: где-то на каждый модуль будет свой педагог, где-то может быть один учитель на два-три модуля. В рамках расписания этот вопрос легко можно решить: например, сегодня на пятый урок остается одна группа, завтра другая. Все шесть модулей один педагог вряд ли осилит, но совмещать, скажем, основы мировых религий и светской этики вполне может один преподаватель. И в конце концов, участвовать в эксперименте или нет, решает сама школа, школьный совет. Если у образовательного учреждения с кадрами как-то не получается или по другим причинам оно решило не браться, то это его право. Процедура такая: сначала решение об участии в апробации принимается на региональном уровне, а затем каждая школа этого региона определяется, будет ли она вводить этот курс, если будет, то по каким модулям, если по всем модулям, то все ли родители хотят. Вся эта работа была проведена на уровне школьных советов.
– Игорь Михайлович, а какие из шести модулей оказались наиболее и наименее популярными?
– Мне кажется, не стоит об этом говорить. Во-первых, еще будут уточнения. Во-вторых, это все-таки выбор людей и, на мой взгляд, это их личное, где-то даже интимное дело. Поэтому чтобы не проводить маркетинг в отношении тех или иных модулей, я эти данные называть не буду.
– Когда разговариваешь с учителями «не под запись», они рассказывают, как на самом деле происходит выбор: где-то администрация боится связываться с религией и советует педагогам на родительских собраниях склонять к курсу светской этики, где-то наоборот. Показательна история с городом Каменск-Уральский Свердловской области. Там за курс светской этики высказались более 90% четвероклассников. Потом к мэру приехал архиепископ, и на следующий день родителям предложили еще раз хорошо подумать над выбором модуля. То есть о свободном выборе речи не идет. Есть ли какая-то страховка от давления?
– Дискуссии в обществе всегда будут, и будут те, кто подталкивает к какому-то выбору. Вы даже шампунь в магазине покупаете, в том числе ориентируясь на рекламу, которая оказала на вас давление. И здесь то же самое. Это потребительский выбор. Каких-либо советов, может быть, даже и давлений по поводу этого выбора избежать невозможно. При этом, конечно, граждане могут сделать какие-либо выводы в отношении выборного административного лица, оказывающего на них давление.
– Проблема не только в том, чтобы выбор модуля был свободным, но еще и осознанным. Для этого нужна информация. Она у родителей есть?
– Все регионы вели разъяснительную работу, в том числе через местные СМИ. Кроме того, есть брошюра специально для родителей, объясняющая, что за курс, его основные моменты. Есть министерские разъяснения, направленные во все регионы.
– А есть еще инициатива регионов. На сайте Томского института повышения квалификации учителей мы нашли такой документ: «При выборе модуля родителям рекомендуется получить ответы на все невыясненные вопросы по эксперименту, а также учитывать следующие обстоятельства…» Далее список тех самых «обстоятельств», которые следует учитывать, среди них, например, такие:
«Согласны ли родители с мнением президента РФ Д. А. Медведева, что «отношения государства и религиозных организаций в вопросах образования и воспитания, конечно, исключительно важны. Они затрагивают наиболее значимые вопросы формирования мировоззрения, системы ценностей любого человека… (и так далее, полностью приводить цитату Медведева не стану). Если да, рекомендуются модули 1-5 (основы религиозных культур), если нет -- модуль 6 (светская этика)».
«Считают ли родители патриотизм ценностью, которая должна быть сформирована у их ребенка. Если да, рекомендуются модули 1-5, если нет -- модуль 6».
– Это не шутка? Вопросы абсолютно некорректные. Видимо, те самые перегибы на местах, которых не должно быть. Наверное, такие вещи будут. Мы даем свои рекомендации, но тут, как и в любой сфере деятельности, от дурака никто не застрахован. Пришлите ссылку, будем разбираться.
– Сейчас во многих школах уже преподаются основы православной или, если речь идет о национальных республиках, какой-либо другой религиозной культуры. Эти курсы будут отменены?
– Такие курсы сейчас преподаются в рамках регионального или школьного компонентов. И что с ними делать – отменить, оставить, скорректировать с учетом нового предмета, решают на уровне региона или школы. Нам представляется, что апробация новых учебных курсов в целом не отменяет того, что было сделано ранее.
– На апробацию предмета «основы культур традиционных религий и светской этики» отведено два года. По каким критериям будет оцениваться успешность эксперимента?
– Основные критерии будут такие: интересно ли было ребятам (правильно, научно сделанными социологическими опросами это можно выявить), вызвало ли изучение курса интерес в семье, не вызвало ли это каких-либо конфликтов. Оцениваться будут риски этого введения, предложенные организационные модели, правильность выбранного периода обучения – последняя четверть четвертого, первая четверть пятого классов и ряд других показателей.
– А успешность освоения курса школьниками? Как ее оценить?
– Этот предмет нацелен на то, чтобы ребята немножко разобрались в обстоятельствах, связанных с деятельностью религиозных конфессий, с традициями, окружающими их в жизни. Задачи передать им определенный объем информации и проверить, усвоили ли они его, нет. Не любой школьный предмет предполагает форму отчетности. Здесь оценок не будет. В конце ребятам, тем, кому это интересно, будет предложено написать работы по своему модулю и на заключительных совместных занятиях обменяться ими, вместе обсудить.
– Планируется ли в дальнейшем распространить предмет на все годы школьного обучения?
– Пока никаких соображений на этот счет нет. Вопрос будет решаться после окончания апробации.