Глаз Гора - древний символ защиты и силы, часто встречающийся в гробницах Египта.
«Глаз Гора», также известный как «Око Гора», представляет собой древний египетский символ, ассоциирующийся с защитой, благополучием и восстановлением, о чем упоминается в энциклопедии Britannica. По словам Live Science, амулеты с этим знаком (уаджет) часто находят в гробницах, а иногда его изображение также наносили на саркофаги.
Согласно мифологии Древнего Египта, «Глаз Гора» олицетворяет защиту и силы света. Он связан с богом Гором, который был верховным изобличителем зла и защитником правопорядка.
В мифе говорится, что Гор потерял одно из своих глаз в битве с Сетом, богом хаоса, и позже это око было восстановлено другим богом, Такт. Таким образом, «Глаз Гора» стал символом целостности и восстания после утрат.
Этот символ имел особое значение при захоронении. Древние египтяне верили, что ношение амулетов в форме «Глаза Гора» поможет мертвым в переходе в загробный мир, обеспечивая им защиту от злых духов и плохих влияний. Важность этого символа также выражалась в том, что его часто изображали на украшениях мумий и саркофагов, чтобы гарантировать безопасность и благополучие усопшего в Аду.
Кроме того, «Глаз Гора» использовался не только в контексте захоронений, но и в повседневной жизни. Люди носили амулеты с этим символом как знак защиты и удачи, что подчеркивает его важность в культуре Древнего Египта. Символ «Глаза Гора» продолжает оставаться одним из самых известных и широко используемых символов, олицетворяющих египетское искусство и мифологию, вдохновляя исследователей и художников по всему миру до сих пор.
Фараон как воплощение Гора
В культуре Древнего Египта бога Гора изображали как сокола. Его правый глаз ассоциировался с Солнцем или утренней звездой, символизируя власть и силу, в то время как левый глаз олицетворял Луну или вечернюю звезду, и именно с ним связывались идеи восстановления и исцеления.
Культ сокола и его почитание существовали в Египте еще до появления единой государственности. Гор был известен как местный бог в различных поселениях, в зависимости от региона он носил разные имена. В Нехене появилось поверье, что каждым правителем является олицетворение Гора, что стало общепринятой доктриной после объединения Верхнего и Нижнего Египта.
Эта объединительная политика осуществилась под управлением фараона Менеса, который выиграл войну за Нижний Египет примерно в 3118 или 3150 году до нашей эры, как сообщает World History Encyclopedia.
Миф о Горе и Сете
Около 2350 года до нашей эры начал распространяться миф, в котором Гор стал сыном Осириса и Исиды, а также племянником Сета. После убийства Осириса Сет и Гор стали врагами. В их схватке Гор одолел дядю, но при этом его левый глаз был травмирован, что объясняет фазы Луны в мифологии.
В соответствии с мифом, бог мудрости Тот смог исцелить Гора. Изображение его восстановленного глаза стало мощным амулетом в древнеегипетской культуре.
Сет изображался как сложная фигура, в которой сочетались черты различных животных, таких как окапи, шакал или свинья. Его возвеличивали как бога неба и повелителя пустынь, непосредственно связывая его с творческой стихией, необходимой для создания порядка в хаосе.
Фараон II династии Перибсен первым начал использовать его имя, хотя традиционно предпочтение отдавали имени Гора. Позже, его преемник Хасехемуи уподобил титулы Сета и Гора. Во время владычества гиксосов (1630–1521 годы до н.э.) Сет пользовался культом в их столице Аварисе, где его отождествляли с ханаанейским богом Баалом. В Новом царстве (1539–1075 годы до н.э.) верили, что Сет способен посеять раздор среди неприятелей Египта.
Уаджет и практика бальзамирования
Египтолог Кэй Ямамото предполагает, что амулет уаджет можно обнаружить в захоронениях и обертках мумий, поскольку он символизировал защиту и исцеление. Использование таких амулетов могло меняться на протяжении всей истории Древнего Египта. В I тысячелетии до н.э. бальзамировщики помещали воск «Глаз Гора» в разрез в левой части живота покойного при мумификации, возможно, стремясь исцелить или защитить эту уязвимую часть тела.
По словам эксперта, обычай использования такого амулета начался примерно в 2200-х годах до н.э., так же как и начало нанесения символа уаджет на саркофаги и в гробницах. Одна из версий предполагает, что «Глаз Гора» не только служил защитой для усопших, но и позволял утешить их, позволяя наблюдать за миром живых.
Ученые не пришли к единому мнению о том, почему этот амулет появился именно в VI династии фараонов. Ямамото отмечает, что в то время египтяне начали активно наносить религиозные тексты на стены пирамид. Археолог Пенни Уилсон предполагает, что появление амулета могло быть связано с использованием макияжа в качестве защиты, в результате чего уаджет стал визуальной интерпретацией защищенного глаза.