Премьер-министр России Дмитрий Медведев полагает, что Международный валютный фонд, приняв решение о предоставлении Украине очередного транша кредита, невзирая на отсутствие у страны урегулированного официального долга перед Россией, может подорвать доверие к международным финансовым институтам в целом.
Власти Украины в декабре 2015 года объявили мораторий на погашение суверенных евробондов на $3 млрд, держателем которых является Россия. Президент России Владимир Путин предложил Киеву рассрочку платежа на три года, при условии, что США, одна и стран Евросоюза или один из авторитетных международных финансовых институтов представит гарантии по долгу Украины.
«Но что мы видим? От американского правительства пришел официальный отказ. Евросоюз и Международный валютный фонд проигнорировали наши предложения. Зато МВФ специально для Украины отменил свою норму, которая запрещала кредитовать страны-банкроты. А ведь это правило фонд активно применял по отношению к таким должникам, как, например, Греция и Ирландия», – сказал Медведев в интервью агентству «Спутник».
«Неужели непонятно, что такая беспрецедентная политика двойных стандартов может открыть ящик Пандоры, нанести огромный урон мировым финансам и в целом подорвать доверие к международным финансовым институтам», – заявил российский премьер.
МВФ в декабре 2015 года снял ограничение на кредитование стран с просрочкой по суверенным долгам, что открыло Фонду возможность продолжить кредитование Украины даже в случае, если Киев не произведет в срок погашение еврооблигаций на $3 млрд.
В то же время условием продолжения кредитования стран, которые не платят по своим долгам, является то, что они должны предпринять «добросовестные усилия» по реструктуризации задолженности перед другими странами.
При этом совет директоров МВФ признал, что обязательства Украины на $3 млрд, которые Россия выкупила за счет средств ФНБ в 2013 году, являются официальными.
Украина неоднократно заявляла, что готова к добросовестным переговорам с Россией по долгу, но Киев настаивает, на том, что задолженность по евробондам является коммерческой, а не официальной, и условия ее реструктуризации не могут быть лучше, чем предложенные частным кредиторам.