Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

08:37
Москва
18 декабря ‘24, Среда

Эксперты: чехи не готовы пока противостоять пропаганде России

Опубликовано
Текст:

Чешские журналисты Кристина Драпалова и Якуб Бахтик замечают, что в Чехии многие оказались не готовы к тому, что современная Россия стремится ослабить авторитет правды и веры в то, что правду можно искать.

«Разнообразная дезинформация и десятки конспиративных теорий о малазийском самолете, сбитом 17 июля 2014 года в небе над Восточной Украиной, раскрывают новую военную стратегию путинской России. Под сомнение ставятся факты, паника становится альтернативной интерпретацией событий, создается хаос и впечатление, что правды не существует. Цель путинской стратегии – навредить врагу без прямой интервенции. Для этого общественное пространство делается непрозрачным, намеренно снижается его культура и способность свободно и ответственно принимать решения», – пишут журналисты в своей статье для издания Česká Pozice.

В качестве примера они приводят некоторые конспирологические теории: «Трагедия рейса МН17 Малазийских авиалиний была неудавшимся покушением на российского президента Владимира Путина. Пассажиры были мертвы еще до отправления этого Боинга 777. Его, по ошибке, сбил украинский штурмовик Су-25. Рейс МН17 на самом деле является рейсом МН370, который пропал над Индийским океаном».

«В Чехии эта стратегия Кремля оказывается успешной: вопрос о России беспрецедентно разделил наше общество. Конспирологические теории и пропаганда в СМИ и, прежде всего, в социальных сетях имеют такой же вес, как факты. Таким образом, анализ ситуации уступает место ощущению, что все сложнее, чем кажется на первый взгляд», – отмечают авторы.

«Целью тоталитарных репрессий было помешать правде. Но современная Россия стремится добиться этого не насилием, а более элегантным способом – с помощью ослабления авторитета правды и веры в то, что правду можно искать. Мы оказались совершенно не готовы к этой стратегии, и в этом виноват наш опыт жизни при тоталитарном режиме и связанное с этим опытом понимание свободы», – пишут они.

«Ведь мы по-прежнему считаем, что свобода – это естественное состояние, которое наступит, если устранить все препятствия, которые делают его невозможным. Может, так оно и было в 1989 году, но сегодня все оборачивается против нас, ведь мы не занимались общественным пространством, пустив все на самотек. Из-за этого несколько пророссийских сайтов, оплачиваемых лоббистов в интернет-дискуссиях и русофилов имеют такое же влияние, как и независимые специалисты и комментаторы», – подчеркивают Драпалова и Бахтик.

Взять пример с Германии

«Если мы не хотим потерять свободу, то давайте обратимся к культуре. Ведь как только правила начинают игнорировать, общественное пространство становится беспорядочным и непредсказуемым, и тем сильнее подвергается внешним влияниям. Но как добиться такой среды, где царит порядок, и при этом не цензурировать и не лишать никого возможности участвовать в дискуссии? Можно взять пример с Германии, где общественное пространство имеет давние традиции», – пишут журналисты.

Они отмечают, что после присоединения Крыма к России, согласно соцопросам того времени, немецкая общественность в отношении России была разделена. Две трети немцев поддерживали в споре о Крыме позицию Путина. По их мнению, он имел право на «русскую землю», а агрессором они считали Европейский Союз и НАТО, которые хотели вывести Украину и сферы влияния России.

«По прошествии года ситуация в Германии изменилась. Сегодня прежде сдержанный канцлер Ангела Меркель призывает Европу к совместным действиям против России. А немецкая общественность, по крайней мере, согласно опросам общественного мнения, ее поддерживает. Подобную смену настроений вызвал шок от трагедии рейса МН17 и прецеденты, когда канцлер сталкивалась с путинской ложью. Но перемены не было бы и без общественной дискуссии, которая позволила прийти к новому консенсусу», – замечают авторы.

Реклама