В РФ на фоне эпидемии коронавируса ухудшается экономическая ситуация, предприятия закрываются, людей увольняют, спрос падает.
Главный вопрос в том, что с этим будет делать власть, замечает политик Илья Яшин. Дождутся ли россияне финансовой поддержки? — задается вопросом он. По мнению Яшина, предугадать меры правительства по борьбе с кризисом не так уж сложно. Чтобы понять, как Кремль будет справляться с новым кризисом, нужно вспомнить, какие меры предпринимала власть во время кризиса предыдущего, считает политик.
Во время финансового кризиса 2008 года наблюдались сильная девальвация рубля и падение фондовых индексов, спад производства, значительный рост безработицы. Дефицит бюджета составил 20%.
При этом правительство поспешило снизить налоги для российских нефтяников, затем были выданы субсидии олигархам — «капитанам бизнеса». Значительные субсидии были выданы «Роснефти», «Норникелю», «Евразу», отмечает Яшин.
Затем средства изъяли и из пенсионной копилки: из Фонда национального благосостояния. В этот фонд долгое время отчисляли деньги для выплаты пенсий. А истрачены они были на погашение внешнего долга компаний и банков, замечает политик.
Затем власть вспомнила о людях и решила повысить налоги: ЕСН подняли с 26% до 34%. Потом выросли пошлины на ввозимые иномарки. «Путин 20 лет у власти, и его приоритеты давно понятны. В первую очередь он всегда спасает олигархов. Что неудивительно: в основном, это его многолетние друзья и сослуживцы. Для обычных же граждан у президента в лучшем случае найдется доброе слово. Но чаще — новые налоги и пошлины», — считает Яшин. «Так что готовьтесь, друзья. Будет непросто», — пишет он.
Экономист Сергей Гуриев прокомментировал намерение властей ввести запрет на импорт нефтепродуктов. Он замечает, что правительство РФ действует в отраслевых интересах, а не в общественных. Владимир Путин объяснил эту политику во время кризиса 2008–2009 годов.
Тогда нефть также сильно подешевела (почти в 4 раза). А бензин в РФ подорожал, и президента в ходе прямой линии спросили, как получается, что нефть дешевеет, а бензин внутри страны дорожает. На это Путин четко ответил: «Наши нефтяные компании пострадали, потому что на мировых рынках цены упали, поэтому им надо дать заработать внутри страны». То же самое происходит и сейчас, замечает Гуриев.
Широко обсуждается фраза про половцев и печенегов из выступления Владимира Путина от 8 апреля. Именно половцы с печенегами привлекли всеобщее внимание, оставшись чуть ли не единственным моментом из речи, засевшим в памяти аудитории, замечают авторы телеграм-канала «Малюта Скуратов».
Известно, что из выступлений запоминается либо самая неожиданная часть, либо то, на чем сделан акцент в самом конце. Возможно, именно поэтому многим запомнились именно половцы, а, например, не тот факт, что государство по-прежнему не собирается выделать деньги на поддержку бизнеса, а максимум, на что готово — отсрочить выплату налогов (которые все равно потом придется заплатить). И уже сейчас, когда заболеваемость коронавирусом пока не идет на спад, президент все настойчивей интересуется, когда можно отменить ограничительные мероприятия.
Однако критика сместилась на совершенно безобидных половцев, печенегов и Плевако, из речи которого они переместились в речь президента. «Смещение акцентов — простейший способ манипуляции общественным сознанием. И похоже, именно он и был сознательно использован вчера», — предполагают авторы канала.
8 апреля президент Путин объявил о новых мерах поддержки граждан и бизнеса. Из его выступления следует, что медики получат дополнительные выплаты, массового ограничения работы предприятий не будет, а для бизнеса и людей, прежде всего семей с детьми и временно потерявших работу, будут введены новые меры поддержки.