Получилось так, что для продавцов явных подделок ответственность стала ниже.
В апреле 2019 года предпринимательницу из Пятигорска Ольгу Прудникову привлекли к административке за продажу шести пар поддельных очков Chanel и Christian Dior, предписав уничтожить контрафакт.
Производители оригиналов Chanel SARL и Christian Dior Couture S.A. потребовали с Ольги 125 тысяч рублей убытков в качестве упущенной выгоды. Эту сумму рассчитали по принципу: «одна единица контрафакта вытесняет с рынка одну единицу оригинальной продукции», то есть за шесть пар фейковых очков плати стоимость шести пар оригинальных очков. Арбитражные суды трех инстанций удовлетворили иск правообладателей.
Но предпринимательница обжаловала это в Верховном суде. Она заявила, что взыскание с нее убытков по такому принципу неразумно и несправедливо. В ВС над этим задумались и решили, что истцу, то есть правообладателям брендовых очков, сначала нужно доказать, что нарушение ответчика ( то есть продажа россиянкой подделок их очков) — это единственное, что реально помешало им получить выгоду.
Эксперты газеты «Коммерсант» отмечают, что раньше во многих таких случаях суды сразу назначали возмущение убытков по принципу один к одному (за единицу фейкового товара — стоимость единицы оригинала). Теперь этот подход, очевидно, изменился, и правообладателям приходится обосновывать ущерб. Теперь если бренды будут судиться с нарушителями в России, которые продают «палёнку» под их логотипом, то бренды не смогут претендовать на крупное денежное возмещение.
Это значит, что наказание для торговцев подделками смягчилось, а это значит, что подделок в стране станет больше.
И это, видимо, мало кого пугает, потому что в недавнем опросе BrandMonitor почти половина россиян заявила, что покупает подделки, и им нормально.