Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

07:18
Москва
18 декабря ‘24, Среда

Поправки не помогут: природа России обречена

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Россия оказалась в экологическом тупике. Дурные привычки рядовых жителей в сочетании с безразличием государственной и деловой верхушки приносят на редкость зловонные плоды.

Челябинские ароматы

Челябинск – больше, чем просто русский город, тем паче что благодаря соседству с Центральной Азией он уже и не очень-то русский. Но это все еще один из трех главных фольклорных геосимволов России наряду с Нерезиновой (которую мэр умудрился таки прорезинить реновацией) и Урюпинском. В нарицательном значении они упоминаются чаще, чем громогласный Тагил, саратовская глушь, тамбовский волк и даже бандитский Петербург. Ассоциаций с Челябинском две: во-первых, невыносимая суровость мужиков, во-вторых, непролазная грязь. И то, и другое, конечно, слегка преувеличено, но на то и фольклор.

О фактах преувеличения заявила мэр города Наталья Котова. Во-первых, по-настоящему суровые мужики едва ли выбрали бы женщину своим мэром, а во-вторых, число вредных выбросов в атмосферу за первый год работы этого специалиста по астрономии и налогам сократилось в городе на 500 тонн, о чем с чувством глубокого удовлетворения Котова поведала выбравшим ее депутатам городской думы. Это было ответом на постоянные жалобы мужиков о неприятном запахе в целом ряде районов.

Вообще, каждый год власти города сообщают о сокращении вредных выбросов, а чище в городе как-то не становится. Как говорил не в меру красноречивый бывший мэр мегаполиса в 200 километрах севернее, «грязь в душе, а не на улицах» – видимо, в конце концов придется прибегнуть к этому аргументу и челябинцам.

Отдельно радует, что на дальнейшие экологические мероприятия в одном только городе будет потрачено 23 миллиарда рублей за три года. Умные люди давно поняли, что экология – великолепный способ освоения средств. Потому что благоустройство, бордюры, скамейки – вот они, их можно пощупать, их тендерную цену сравнить с реальной, и если ты с Урала, но не из Няксимволи, в случае чего проблем не оберешься. А экология, выхлопы – тут кто попало не докопается, сами замеряем, сами и отчитываемся. Национальный проект «Чистый воздух» – мечта чиновника! Его, правда, секвестировали на 15 миллиардов рублей, но многие успели законтрактовать свое благополучие на годы вперед.

Кругом ЧП

А в это же самое время в том же федеральном округе, но существенно севернее, появилась информация о нефтепродукты попали в ямальскую реку Пякупур (32 тысячи озер в бассейне реки!). В связи с этим телеграм-каналы называют компанию «Газпром нефть», а федеральные СМИ робко говорят только о проверке фактов, причем почти за двое суток с тревожного сигнала прокуратура так и не сообщила о результатах этой проверки. Есть нехорошее подозрение, что до завершения голосования по «поправкам в Конституцию» предписано не мусолить эту тему.

Восточнее, на севере Красноярского края, и без того измученного губернатором сильнее, чем иной монтер нарзаном, и того хуже: загорелся полигон с промышленными отходами. Контролирует его ООО «Байкал-2000» (легендарное озеро никакого отношения к краю не имеет, зато название очень напоминает не менее легендарную «Байкалфинансгруп») – тысяча квадратных метров возгорания отравили атмосферу на тысячи квадратных километров вокруг, и счастье, что ветер в это время дул в сторону от Норильска. Городу и так досталось месяцем ранее, когда разлилось топливо «Норникеля», отравив все вокруг. И это не всё: только что тот же «Норникель» признал, что сливал отходы Талнахской обогатительной фабрике в том же Норильске прямо в тундру. В компании уже нашли стрелочника, а во время «уборки» трактор «Норникеля» раздавил полицейскую машину. Трактор, впрочем, куда безобиднее, чем пластиковый стаканчик – уголовного дела с реальными обвинениями ожидать не приходится ни по одному из нарушений.

Перенесемся западнее: в Химкинском водохранилище, в двух шагах от святая святых России, обнаружено нефтяное пятно размером 30 тыс. кв. м – если угодно, 300 соток. Погибли рыбы, птицы, растения – и все это благодаря слаженной совместной работе военно-строительного управления «Спецстрой» и ливневой канализации «Химводостока». Ранее специальные строители просто не выполняли свои обязательства перед контрагентами, а теперь, как видим, пошли немного дальше.

Без просвета

И хотелось бы списать все это на безответственность корпораций и паралич судебной системы, да не получается. Руководители, игнорирующие пожарную безопасность, ворующие «экологические» деньги, отдающие приказы о сливе опасных отходов, отнюдь не прилетели к нам из космоса. Это обычные люди, точно такие же, как те, которые ежедневного оставляют тысячи тонн мусора на дорогах и обочинах, в лесах и у водоемов, под окнами многоквартирных домов и просто там, где душа приказала. В современной России с верхов до низов и в обратном направлении практически отсутствуют этика чистоты, уважение к окружающим, забота о будущих поколениях – и это более серьезная проблема, чем повальная коррупция и этническое неравенство.

Пресловутые поправки в Конституцию предусматривают, что правительство должно «снижать негативное воздействие хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, создавать условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры» – но трудно представить себе кабинет министров, который ранее грубо игнорировал экологические нормы (у нас министр природыставленник нефтяников, что уже превращает экологическую повестку в фарс), а после голосования волшебным образом изменит свою стратегию.

Вывоз и утилизация мусора как-то незаметно стали рассматриваться исключительно как выгодный бизнес с быстрой отдачей, а экологические выступления начали приравниваться к измене родине.

Призывы «начни с себя» также не работают: 5% ответственных представителей популяции не в силах изменить общую безобразную картину. И как бы ни сложилось голосование 1 июля, если не случится ничего сверхъестественного, Россия, похоже, с каждым годом будет всё грязнее и грязнее. Выхода не видно.

Реклама