Власти Тувы провели переговоры с представителями компаний из Китая и Монголии о возможном строительстве участка железной дороги Курагино — Кызыл, с перспективой продления линии до границы с Монголией.
Об этом сообщил Владимир Донских, специальный представитель главы республики, на встрече во время мероприятия «Транспортная неделя», пишет «Коммерсантъ».
Что касается китайских партнеров, планируется создание не только транспортной, но и энергетической инфраструктуры в рамках соглашения об обладании правами на добычу полезных ископаемых на территории республики.
По словам Донских, подобные сделки уже успешно применяются в Монголии. Например, китайская компания China Railways вошла в соглашение с монгольской корпорацией «ЧингисХаан Групп» о строительстве железнодорожной линии, которая соединит российско-монгольский пункт пропуска «Цаган-Толгой» в Туве с «Арц-Суурь» в Монголии.
Идея строительства дороги Курагино — Кызыл появилась почти 20 лет назад. В 2008 году был подписан контракт на строительство с бывшим сенатором Сергеем Пугачевым. Предполагалось, что данный участок обеспечит связь с Элегестским месторождением, содержащее 855 миллионов тонн коксующегося угля.
Спустя десять лет было подписано новое концессионное соглашение с Русланом Байсаровым, который владеет лицензией на разработку месторождения, но действие этого контракта приостановили через три года. В 2022 году вновь начали обсуждать план дороги в контексте Центрально-Евразийского транспортного коридора (ЦЕТК).
Донских уточнил, что проект теперь касается редкоземельных металлов (РЗМ). Президент России Владимир Путин поставил задачу к 2030 году наладить полный цикл переработки этих металлов на юге Красноярского края, причем ближайшие к этому месторождения РЗМ расположены в Туве.
Для реализации данной задачи необходима транспортная инфраструктура. Однако возможности бюджетного финансирования и ОАО «РЖД» ограничены, потому обсуждается возможность заключения соглашения с китайскими партнерами. Условия этого соглашения могут включать передачу технологий обогащения сложных полиметаллических руд, которых нет в России.
Камилла Найдина, юрист по антимонопольным и регуляторным вопросам юридической фирмы Vegas Lex, отметила, что модель «инфраструктура в обмен на ресурсы» активно реализуется Китаем. Один из примеров применения подобной схемы — сделка Sicomines с Демократической Республикой Конго, в рамках которой китайские компании получили доступ к кобальтовым и медным месторождениям.
Андрей Голиней, представитель управляющей организации АО «Гиредмет», выразил мнение, что организации из Китая вряд ли заинтересуются развитием глубокой переработки РЗМ на территории России, их интерес будет сосредоточен на доступе к ресурсам.
Василий Великий, директор консалтинговой практики MMI, добавил, что в последние два года Пекин ввел строгий контроль за экспортом технологий, касающихся добычи, разделения и производства магнитов. Таким образом, Китай может выступать в роли инвестора и подрядчика, при этом сохраняя химико-металлургическую переработку и производство на своей территории, что обеспечивает ему получение большей части прибыли.
Согласно данным, предоставленным аналитиками, интерес Китая к редкоземельным металлам нарастает, чему способствовали глобальные изменения в спросе на технологии. Редкоземельные элементы крайне важны для производства высоких технологий, таких как электрические автомобили и солнечные панели. Это делает Туву потенциально привлекательным регионом для иностранных инвестиций.

