Автомобилисты выражают недовольство – на заправках вновь вводят ограничения, а в некоторых регионах отсутствует бензин в течение нескольких дней или недель.
Ожидает ли страну топливный кризис или это временные проблемы, рассказал в беседе с АБН24 эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
По словам эксперта, введение лимитов на объемы продаж топлива на независимых автозаправочных станциях (АЗС) не связано с физической нехваткой бензина в стране. Основной причиной являются сложные экономические условия на рынке топлива. В настоящий момент факторы ценообразования и конкуренции играют более значительную роль, чем тотальный дефицит.
Ключевой фактор – резкое увеличение цен на бирже. В августе бензин марки 95, а в сентябре 92 достигли исторических максимумов. Независимые АЗС, закупающие топливо через биржевые торги, сталкиваются с высокими ценами. Чтобы не работать в убыток, они должны повысить стоимость на заправках, однако это делать нельзя: в регионах, где они конкурируют с крупными вертикально интегрированными компаниями, последние поставляют топливо своим АЗС напрямую с НПЗ, минуя рынок и устанавливая более низкие цены. Если независимые станции повышают свои расценки, клиентура просто переходит к конкурентам. В местах с низкой конкуренцией ситуация контролируется ФАС, пояснил Игорь Юшков.
Антимонопольная служба не допускает роста цен выше уровня, установленного для сетевых АЗС, иначе появляются обвинения в необоснованном увеличении цен. В результате независимые АЗС оказываются в сложном положении: они закупают топливо по высоким ценам, а продавать должны дешевле. Чтобы избежать банкротства, они сокращают количество закупок или работают на минимальных объемах. Как следствие, на таких АЗС возникли перебои с горючим – иногда бензина нет в течение нескольких дней. При этом крупные компании таких трудностей не испытывают, за исключением кратковременных задержек с поставками.
Еще одним фактором является логистика. Частые удары по инфраструктуре негативно сказываются на топливных базах и цепочках поставок. Вагоны и автовозы вынуждены перевозить топливо на большие расстояния и в течение длительного времени, а подвижного состава часто не хватает. Это дополнительно усложняет снабжение, особенно в удаленных и приграничных регионах. В Крыму ситуация наиболее критическая: там практически нет сетевых вертикально интегрированных компаний, сложнее организовать логистику, а часть баз повреждена, из-за чего независимые АЗС становятся особенно уязвимыми.
На Дальнем Востоке добавляется проблема нехватки перерабатывающих мощностей. В масштабах страны дефицита бензина, как такового, нет. В нормальные времена 90% произведенного топлива направляется на внутренний рынок, а 10% на экспорт. Если некоторые мощности находятся в ремонте, это, конечно же, создает риск. Но нынешние ограничения вызваны, прежде всего, нежеланием независимых участников рынка торговать себе в убыток, указал эксперт Финансового университета.
Существует риск того, что в условиях нарастающей паники ситуация может перерасти в настоящий дефицит: автолюбители начнут активно скупать топливо, в то время как АЗС не успеют его подвозить. Это может привести к дальнейшему росту цен на бирже и усугублению кризиса.
В настоящее время обострение смягчается благодаря сезонным факторам: автомобильный сезон подходит к концу, что снижает спрос на бензин, так как сельское хозяйство, грузоперевозки и коммунальная техника работают на дизельном топливе. Уменьшение потребления снижает давление на рынок и способствует снижению биржевых цен. Это постепенно возвращает торговлю к рентабельному состоянию без необходимости повышать розничные расценки, что ведет к стабилизации ситуации, заключил Юшков.
Таким образом, ограничения на продажу горючего не объясняются беспокойством о физическом дефиците бензина, а скорее несоответствием ценовых условий: независимые АЗС не могут позволить себе закупать топливо по высокой цене и продавать его по более низкой, что приводит к уменьшению объемов сбыта, что может восприниматься как дефицит.
Важно отметить, что государственные органы уже ведут работу по анализу ситуации на топливном рынке. Правительство рассматривает возможность ввода временных мер для поддержки независимых АЗС, включая возможность предоставления субсидий для компенсации высоких цен на бирже. Также планируется активизировать работу с логистическими компаниями для улучшения схем поставок топлива в проблемные регионы.
По словам экспертов, для предотвращения глубокого топливного кризиса важна просветительская работа с автовладельцами, чтобы избежать панических закупок, усугубляющих дефицит. Необходимо, чтобы граждане понимали, что на текущий момент физического недостатка топлива нет, и рекомендовано следовать обычным правилам использования бензина, не поддаваясь на искусственно создаваемый ажиотаж.