Министерство промышленности и торговли России работает над повышением утилизационного сбора, который теперь будет касаться и физических лиц.
Об этом сообщил журналистам Антон Алиханов, возглавляющий ведомство, на встрече в Совете Федераций. Он уточнил, что увеличение коснется автомобилей с двигателями мощностью свыше 160 лошадиных сил, передает «Интерфакс». «Во время стратегической сессии мы представили председателю правительства информацию о важности распространения утилизационного сбора на автомобили, которые импортируют физические лица в определенных категориях, а именно с мощностью от 160 лошадиных сил и выше. Мы намерены ввести соответствующий утилизационный сбор и на них», — отметил министр.
По словам Алиханова, эта инициатива предназначена для создания дополнительных источников дохода, которые помогут финансировать льготные программы в автомобильной отрасли. Ожидается, что новый сбор принесет государству от 40 до 60 миллиардов рублей, добавил глава министерства. Ожидается, что решение о повышении утилизационного сбора для физлиц будет принято в ближайшее время.
В начале июля, на правительственном часу в Совете Федерации, Алиханов упоминал о планах Минпромторга по увеличению скидок в рамках механизмов поддержки спроса на автомобили, а также о намерении восстановить в полном объеме программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Он пояснил, что это необходимо, чтобы не допустить предсказываемого 40-процентного падения продаж автомобилей к концу 2025 года.
В настоящее время физические лица, которые ввозят автомобиль для личного пользования, оплачивают утилизационный сбор по льготной ставке. Так, для иномарк с объемом двигателя менее 3 литров он составляет 3,4 тысячи рублей за новые авто, которые не старше 3 лет, и 5,2 тысячи за автомобили с пробегом более 3 лет. При ввозе автомобиля с двигателем свыше 3 литров владелец уплачивает полный коммерческий утилизационный сбор.
По мнению экспертов, увеличение утилизационного сбора может привести к росту теневой экономики в сфере автомобильного импорта. Импортеры могут начать искать нелегальные пути ввоза автомобилей, чтобы избежать дополнительных расходов, что, в свою очередь, негативно скажется на государственных доходах и безопасности потребителей. Важно отметить, что повышенный утилизационный сбор может привести к дальнейшему падению спроса на новые автомобили и негативно отразиться на производителях, которые уже страдают от нехватки продаж.
Эксперты подчеркивают, что в условиях экономической нестабильности и растущих цен на различные товары, дополнительные финансовые нагрузки на граждан могут ухудшить их положение. Актуальные исследования показывают, что покупательская способность населения значительно снизилась, и новый сбор может стать последней каплей, подталкивающей потребителей к отказу от покупки автомобилей вообще.