В России переход на четырехдневную рабочую неделю, как это уже реализовано в Польше, не представляется осуществимым.
В стране происходит другой процесс изменения, сообщила «Газете.Ru» Екатерина Родина, директор по внешнему развитию ГК «Автомакон».
Применение четырехдневки в Польше с сохранением зарплат стало возможным не за счет уменьшения трудовых объемов, а благодаря масштабной переработке производственной модели. За последнее десятилетие республика вложила обширные инвестиции в автоматизацию и цифровизацию. Это привело к перераспределению трудовых нагрузок и увеличению производительности. В Польше плотность использования промышленных роботов возросла с 14 до 42 единиц на 10 тысяч работников за последнее десятилетие. Активное использование робототехники в производстве, логистике и агросекторе, а также интеграция систем автоматического управления и облачных технологий значительно сократили сроки возврата инвестиций. Это сделало автоматизацию выгодной как для крупных компаний, так и для среднего бизнеса, пояснила эксперт.
Она также отметила, что с учетом демографических трендов, по прогнозам польских аналитиков, к 2035 году стране может не хватать до 2,1 миллиона работников. В ответ на дефицит рабочей силы начала активно внедряться роботизация. Машины освобождают людей от выполнения рутинных задач, трансформируя тем самым их роли. Теперь основными требованиями к работникам становятся знания, системное мышление и техническая грамотность, пояснила Родина.
Находясь в другой ситуации, Россия также сталкивается с демографическими рисками и нехваткой персонала. В сфере логистики и на производственных предприятиях количество низкоквалифицированных работников не соответствует потребностям на 50–65%. Однако в отличие от Польши, у нас пока что не удается восполнить этот недостаток через технологии. Во многих областях роботизированные решения все еще считаются сложными, дорогими и не универсальными. В результате нагрузка по-прежнему ложится на людей, а не на автоматизированные системы, подчеркнула она.
По словам Родиной, в ближайшие пять лет в России может произойти перераспределение до 6 миллионов рабочих мест, связанных с рутинными задачами. Эксперт добавила, что это перераспределение не произойдет автоматически, и для того, чтобы освободившиеся ресурсы стали движущей силой роста, необходимо уже сегодня нарастить масштабы автоматизации, развивать корпоративные академии и создавать новые технологические профессии на производстве. В противном случае, если не изменить подход к организации труда, цифровизация останется лишь затратным мероприятием, а не вкладом в развитие.
По мнению Родиной, четырехдневная рабочая неделя служит индикатором зрелости производственной системы. Она отметила, что успешный эксперимент в Польше стал возможен благодаря систематической работе, проводимой в течение десяти лет для выстраивания новой трудовой логики. Ключевая проблема в России заключается в восприятии роботизированных решений: во многих отраслях они продолжают рассматриваться как дорогостоящие, сложные в внедрении и недостаточно гибкие. Поэтому бизнес по-прежнему полагается на человеческий труд, что снижает производительность и повышает нагрузку на работников, заключила Родина.