Минэкономразвития предложило ввести внутрироссийский сбор с предприятий за выбросы углерода.
Замглавы ведомства Илья Торосов объяснил эту идею тем, что европейский налог на углеродные выбросы для импортеров будет распространяться на дружественные страны и влиять на Россию, несмотря на сведенные к минимуму отношения с ЕС. Отвечая на это, «дружественные» нашей стране государства будут вводить своё углеродное ценообразование, и в этом случае издержки отечественных экспортёров всё равно возрастут, пояснил Торосов в интервью РБК.
Дело в том, что государства будут условия расходов по оплате цены на углерод между товарами, произведёнными их компаниями, и товарами, ввезёнными из других государств, включая Россию.
Если же Россия введет свою систему взимания платы за углерод, деньги пойдут в бюджет и впоследствии их можно будет использовать для декарбонизации внутри страны.
Золотая жила для налоговиков
ТГ-канал «Седьмая печать» отмечает, что продвигая идею внутреннего сбора в рамках декарбонизации, чиновники решают две задачи: вписываются в глобальную повестку и нехило пополняют казну. Как уверяют эксперты МВФ, доходы российского бюджета от введения углеродного регулирования в 2030 году могут составить до 4,3–4,4% ВВП.
Что будет с предприятиями при таком сценарии – отдельный вопрос. «Наши чиновники прагматично исходят из лозунга: чтобы корова меньше расходовала кормов и больше давала молока, ее просто нужно меньше кормить и больше доить», -посетовал обозреватель Анатолий Несмиян.
Карбоновый налог в развивающихся странах является всего лишь фискальным инструментом. С тем же успехом можно брать налог на воздух. «Чтобы налог стал стимулирующим инструментом, нужна совершенно иная экономика, причем не просто развитая, а экономика более высокой фазы развития, чем индустриальная. Тогда страна будет получать, а не изымать», - заключил эксперт.