В период пандемии коронавируса и обострения мирового экономического кризиса многие страны увеличили расходы на соцполитику и экологию, однако в России «левые тренды» более не нужны.
Такая дискуссия развернулась на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) между советником президента РФ Максимом Орешкиным и министром финансов Антоном Силуановым.
Орешкин назвал главное отличие нынешнего экономического кризиса от предыдущих. Он указал на возрастающую роль бюджетов и правительств. Для выхода из кризиса и помощи бизнесу странам пришлось прибегнуть к серьезным мерам поддержки. «Дефициты бюджетов составили 5-10% ВВП – это то, что помогло из кризиса выйти», - сказал Орешкин (цитирует Накануне.RU). Он спрогнозировал, что макроэкономическая политика будет сдвигаться в своих акцентах на бюджеты и правительства. Эту тенденцию чиновник назвал «левым уклоном», который стал заметен в политике многих ведущих стран. Речь идет о повышении расходов на соцподдержку, повышении корпоративных налогов и налогов на богатство.
Глава Минфина этот мировой тренд не приветствовал и сообщил, что правительство его не поддержит. «Мы будем нормализовывать бюджетную политику? А как же! Элементы перегрева уже видны», - пообещал Силуанов, пригрозив в обратном случае дальнейшее обесценивание денег и соцвыплат. Министр подчеркнул, что бюджетную политику пора приводить в норму, причем затягивать с этим делом нельзя. Иначе потом будет сложнее выходить из сверхмягкой политики.
В первую очередь будут сворачиваться антикризисные расходы. Силуанов с сожалением констатировал, что в других странах действительно появились «левые тренды». «Будем считать, что это «детские болезни», которые нужно преодолеть», - резюмировал он.
Пора дать ценам свободу
В похожем ключе на ПМЭФ-2021 выступила глава Банка России Эльвира Набиуллина. Она акцентировала внимание на инфляции, которую, по ее словам, нельзя сдержать методами госрегулирования (через демпферы, пошлины и прочие ограничения). Такие меры возможны в экстренных случаях, но постоянно к ним прибегать нельзя. Если делать это постоянно, то исчезают ключевые индикаторы, определяющие действия рынка, пояснила Набиуллина (передает «Парламентская газета»).
С заморозкой цен на одни товары, начинают дорожать смежные. Появляется повышенная инфляция, которая приобретает все более устойчивый характер. Впрочем, краткосрочный эффект от действий правительства был. Инфляцию удалось сдержать на 1.п.п., зато теперь возникли вторичные негативные эффекты. С регулированием нужно быть максимально осторожными, оно не должно нарушать предсказуемость рынка для производителей и инвесторов. Что касается роста потребительских цен, то он стал следствием не отдельных всплесков подорожаний в конкретных категориях товаров. Это широкая тенденция, на которую ЦБ реагирует корректировкой монетарной политики.
В заключение Набиуллина предупредила, что на одних демпферах и пошлинах экономика существовать не может. Неправильно думать, будто можно зарегулировать рынок, лишь бы ЦБ не повышал ключевую ставку. «Эта логика не работает», - резюмировала Набиуллина, заверив, что повышение ставки не препятствует экономическому росту. В любом случае, политика ЦБ с учетом инфляции пока остается мягкой.