Экономически обоснованные тарифы на электроэнергию могут стать тяжким бременем для малоимущих граждан , поэтому их предлагается поддержать льготами.
О том, как это сделать говорили на совещании комиссии Госсовета РФ по направлению «Энергетика» 19 февраля. С протоколом совещания ознакомились журналисты «Известий».
Во время мероприятия было уделено внимание перспективе перехода к экономически обоснованным тарифам, которые предполагают подорожание электроэнергии для граждан. Сейчас это подорожание сдерживается за счет бизнеса. Максимальную планку тарифов на ЖКУ ежегодно устанавливает ФАС. Как правило подорожание бывает на уровне инфляции. Сдерживая цены для простых граждан, несколько сильнее повышают стоимость электричества для бизнеса. За счет этого поставщики компенсируют выпадающие доходы. Такую практику называют перекрестным субсидированием, объем которого достиг 239 млрд в год.
Энергетики считают, что система себя изжила, и нужно искать новые механизмы регуляции отрасли.
В протоколе совещания говорится, что объемы перекрестного субсидирования необходимо снижать и переходить к экономически оправданным тарифам для населения. При этом важно защитить малоимущих, которым новые тарифы могут стать слишком обременительными. Для таких групп населения предлагается организовать адресную поддержку в виде субсидий за счет повышения тарифов для обеспеченных граждан.
В Минстрое прокомментировали эту инициативу и напомнили, что сейчас в регионах субсидии получают те семьи, которые тратят на оплату ЖКУ более 22% семейного бюджета. В Министерстве считают, что круг получателей субсидий можно расширить и скорректировать показатель затрат на ЖКУ до 15%.
Переход к адресной поддержке малоимущих позволит уйти от проблемы перекрестного субсидирования. Кроме того, это более тонкий и справедливый механизм тарифной политики.
В Минфине в ответ на запрос «Известий» дать оценку новой идее сообщили, что предложения Госсовета в министерство поступили и будут рассмотрены в установленном порядке.
Чем не устраивает перекрестное субсидирование
В Минэнерго отмечают, что дополнительная тарифная нагрузка на бизнес выливается в увеличение тарифов для него в пределах 5-40%. Между тем, согласно прогнозу социально-экономического развития до 2035 года рост тарифов для населения будет составлять 1% плюс к уровню инфляции. То есть, в районе 5%. Таким образом, за счет роста тарифов для населения от перекрестного субсидирования полностью отказаться не получится, и повышенная нагрузка для бизнеса по-прежнему будет сохраняться. Однако здесь важно понимать, что в конечном итоге эта нагрузка снова ложится на население, причем без разбора по уровню доходов.
В «Сообществе потребителей энергии» считают переход к экономически обоснованным тарифам пусть и непопулярной мерой, но единственной, которая решит проблему перекрестного субсидирования.
Представители бизнеса тоже полагают, что нецелесообразно поддерживать все домохозяйства без исключения, тогда как финансирование поддержки впоследствии снова распределяется на всех через рост стоимости товаров и услуг бизнеса. Поэтому более правильным выглядит дифференцированный подход с субсидиями для тех, кто в них действительно нуждается.