Принятый сегодня в Якутии указ о запрете труда мигрантов в отдельных видах экономической деятельности наделал много шума в СМИ.
Указ изначально оценили как реакцию на выступления против мигрантов, спровоцированные недавним изнасилованием местной жительницы. Однако позже в аппарате главы Якутии заверили, что указ никак не связан с недавним инцидентом, а также с визитом президента Владимира Путина в Киргизию. Более того, подобные запреты действуют в ряде других регионов. Перечни запретных для приезжих вакансий ежегодно корректируются.
В Якутии такой список последним указом несколько расширился: с 13 пунктов в 2018 году до 33 в 2019-м. Под запрет попали научная работа, производство продуктов, перевозка пассажиров в общественном транспорте и такси.
Лавирование власти
Журналист, обозреватель Антон Орехъ в своем Telegram-канале о событиях последних недель в Якутии написал, что региональная власть стала вынуждена лавировать между народным недовольством и необходимостью сохранить лицо, решая непростую проблему межнациональных отношений.
«Якутскому руководству не позавидуешь. У них всю неделю метания и переобувания. То они фактически сами благословили многотысячный митинг на волне антикиргизских настроений. То потом внезапно сообщили, что произошла провокация», - указал журналист. Он напомнил, как глава Якутии Айсен Николаев ранее посетовал, будто на митинге 17 марта присутствовало много пьяных людей, часть которых в республику якобы свезли специально. «Впрочем, у любого начальства мания преследования и величия. Неведомые темные силы с такой же неведомой и темной целью всегда их преследуют», - пишет Орехъ.
Сегодняшний указ из обыденной рутины вдруг превратился в хайповую тему. Очевидно, что документ никак не поможет в решении наболевшей проблемы. Кроме шума эффект будет нулевой. А между тем, «миллионы приезжих в России продолжают вкалывать за копейки, а широкие слои населения их недолюбливают», резюмировал Орехъ.
Не выдержали паузу или намеренно задали темп?
Автор Telegram-канала «Мейстер» выразил уверенность, что с практической точки зрения «антимигрантский указ» никак не может рассматриваться в качестве ответа на требования граждан ограничить прием иностранных рабочих.
Во-первых, право запрещать труд мигрантов в отдельных видах экономической деятельности было предоставлено субъектам законом №357-ФЗ, вступившим в силу в 2015 году. Этот закон не распространяется на союзников РФ по ЕАЭС (Киргизия входит в их число).
Аналогичные запреты на сегодняшний день действуют в Вологодской, Кемеровской, Ленинградской, Новосибирской, Тверской областях, и многих других субъектах.
Так получилось, что очередной указ совпал с периодом повышенного внимания к Якутии в разрезе темы мигрантов. Вполне возможно, во избежание недоразумений власти региона следовало выдержать паузу, пока все не уляжется. С другой стороны, указ может быть вполне осознанным шагом.
«После антимигрантских митингов Айсен Николаев принялся демонстрировать свою близость к народу. Указ был подан обществу как вводящий «год без мигрантов». Вместо традиционного для РФ тезиса «преступность не имеет национальности» для антикризисного пиара был взят совсем иной подход — «власть с народом», - подытожил «Мейстер».