Глава ВТБ Андрей Костин, запустивший в широкий оборот термин «дедолларизация» обвинил журналистов в нагнетании обстановки и утрировании его идеи отказа от доллара.
Общаясь с журналистами в пятницу, Костин заверил, что полного отказа от американской валюты не будет. В данный момент это сделать технически невозможно и нецелесообразно. Запрет доллара – это утопическая идея, родившаяся в головах журналистов в погоне за броскими заголовками.
Костин подчеркнул, что он, будучи реалистом и человеком из банковской сферы, не мог предложить столь радикальную мысль. Глава ВТБ заверил, что клиенты банков могут не беспокоиться за свои вклады и «спать спокойно» (цитирует Интерфакс).
Костин рассказал, что уже лет пятнадцать продвигает идею повышения роли рубля и постепенного перехода к расчетам с партнерами в национальных валютах. Российские банки здесь только выиграют, конкурентные условия улучшаться, а рубль станет «развиваться более стабильно».
В этом плане у России есть перспективы. Например, пять лет назад в расчетах с Индией доля руля не превышала 3%, а уже сейчас этот показатель составляет 20% без особых усилий.
Проводя в данном направлении целенаправленную политику, можно будет достичь серьезных успехов, подчеркнул Костин.
Соответствующая программа сейчас активно разрабатывается, и она будет включать в себя целый комплекс мер по развитию рублевых расчетов и более широкому задействованию российских финансовых площадок при размещении акций, облигаций. Эти меры позволят повысить востребованность рубля, хотя доллар по-прежнему останется главной резервной валютой, которая правит миром последние вот уже 70 лет.
В заключение Костин добавил, что стремление США использовать доллар в качестве оружия, финансового инструмента для достижения политических целей все больше подвигает страны к поиску альтернативы.
Дедолларизация уже началась
По мнению экономистов, тема отказа от доллара наиболее актуальна для крупных госбанков, которые рискуют попасть под американские санкции.
В связи с этим кредитные организации уже начали избавляться от долгов, номинированных в американской валюте. По данным Центробанка, доля таких долгов опустилась до 57,1%. С 2015 года объем долларовых долговых обязательств российских банков сократился на 14,5%.