В России в ближайший год сократится количество коммерческих медицинских учреждений, а государственные ЛПУ обрастут дополнительными долгами.
Такие мысли в кулуарах Х Телемедфорума высказывали ряд экспертов. Одна из причин – неспособность большинства медучреждений выполнить нормативные требования по кибербезопасности, при этом штрафные санкции с 30 мая 2025 года выросли кратно.
Выбора платить или не платить за инфобезопасность у клиник больше нет.
На Х Телемедфоруме вопросу информационной безопасности медорганизаций была посвящена отдельная сессия “Необходимые и достаточные требования по кибергигиене”, к подготовке которой спикеры подошли с большой ответственностью – они создали специальную методичку, назвав выполнение необходимых для выживания базовых правил – кибергигиеной. Системно выполняя эти правила, считают эксперты, можно снять основные риски с медицинской организации. В противном случае есть очень высокий шанс попасть под новую систему штрафов, которая может обанкротить не один десяток ЛПУ.
Предупредить дешевле, чем бороться с последствиями инцидентов.
В российской культуре есть много пословиц, которые объясняют простую идею – “задним умом” пользоваться неэффективно, нужно отрабатывать угрозы на подступах. Но в малом и среднем бизнесе, как правило, самостоятельного ресурса на тщательную проработку возможных проблем при ведении предпринимательской деятельности нет. Поэтому, чаще всего предприниматели разбираются уже с последствиями неприятных событий. Этот распространенный подход стал причиной быстрого роста инцидентов в сфере информбезопасности. А первая реакция пострадавшего ЛПУ – делегирование своих задач по защите внешним партнерам. Андрей Руднев (CIO СберЗдоровья) был спикером на Х Телемедфоруме и экспертиза такого участника представляет особую ценность – СберЗдоровье агрегирует информацию об инцидентах и отрабатывает их по всей сети партнерских ЛПУ, на сегодняшний день их более 8 тысяч. Убедительные цифры из презентации Андрея Руднева говорят о том, что в 2024 году в области медицины количество атак увеличилось на 32% в сравнении с предыдущим годом.
Все эти инциденты заканчивались в 67–70% случаев «успехом», то есть злоумышленник получал доступ либо к информации, либо блокировал деятельность клиники, либо продавал данные.
Основные причины роста:
- Порядка 40% инфраструктуры не обновляется, не поддерживаемый производителем софт достаточно легко становится уязвимой с точки зрения взломов и каких-либо целенаправленных атак.
- Бурный рост количества медицинского оборудования со встроенной передачей данных, когда оно работает на базовых настройках – это легкий доступ ко всей инфраструктуре.
- Рост стоимости медицинских данных на черном рынке ведет к увеличению направленных атак на инфраструктуру.
- Высокая уязвимость российских медучреждений для фишинговых атак.
Основные группы инцидентов на российском рынке медицинских услуг, проанализированные специалистами СберЗдоровья, помогают понять, где лежат основные угрозы для ЛПУ.
Как начать готовиться к неприятностям.
Интересный факт: по данным продакт-менеджера МедФлекс Андрея Погонина (компания МедРокет), стоимость покупки данных банковской карты в Даркнете составляет в среднем от 5 до 30 долларов, а стоимость персональных медицинских данных — от 50 долларов. “То есть мы действительно уже живём в цифровую эпоху, где данные о здоровье пациента стоят дороже, чем данные о том, где у него деньги”, – утверждает Андрей Погонин.
Понимая, как устроен черный рынок медицинских данных и опираясь на систематизацию инцидентов СберЗдоровья, уже можно довольно четко очертить периметр задач, который должен быть решен внутри каждого медучреждения. Кроме прямых финансовых потерь и штрафов, инциденты, по данным СберЗдоровья, приводят к репутационным потерям: 30–40% клиентов после того, как узнают об инциденте, уходят на какое-то время, а часть из них больше не возвращается. Очевидно, что восстановление доверия потребует отдельного бюджета.
Первым шагом любой методологии информационной защиты является описание активов, которые есть у медучреждения. Чтобы понимать, как реагировать на угрозы, надо знать, каким объектам и что может угрожать.
Вторым шагом нужно изучить, какие меры защиты имеет основная медицинская информационная система (МИС) клиники, а также поставщики тех цифровых сервисов, которые клиника интегрирует со своей МИС для оказания услуг пациентам.
В этом месте у большинства клиник есть колоссальная зона риска. По словам Андрея Погонина, в клиниках часто даже не подозревают, какой “ящик Пандоры” они открывают, когда интегрируются с внешними сервисами, большинство из которых сфокусированы на развитии новых функций и реализации крутых сценариев. При этом правила цифровой гигиены уходят на второй план.
Анализ конкурентной ситуации на рынке у Андрея Погонина прицельный, ведь МедФлекс, по сути, представляет собой marketplace цифровых сервисов, которые закрывают ключевые потребности медицинских интеграций: от онлайн-записи с различных внешних площадок до сервисов по автоматическому сбору отзывов после приема. Только, в отличие от одновременной интеграции с разными поставщиками, МедФлекс дает возможность работать с 48 интеграциями через одно безопасное подключение с понятными и прозрачными правилами для клиник. Сегодня – это защищенная платформа обмена данными, которая с одной стороны подключается к клинике, а с другой — к цифровым сервисам. По словам Андрея Погонина, именно как ответ на вызовы по информационной безопасности был сформирован продукт, названный ИКГА (идеальное кибер-гигиеническое решение), который и лег в основу платформы МедФлекс и обеспечивает безопасную интеграцию с цифровыми сервисами уже более 11 тысяч российских клиник.
За периметром безопасных интеграций со стороны агрегаторов и отдельных IT-компаний (среди поставщиков сервисов есть, конечно, и ответственные разработчики) происходит следующее.
Во-первых, поставщики сервисов очень часто заявляют, что не хранят данные у себя, а работают с данными напрямую из МИС.
Но в МедФлексе считают, что это практически невозможно сделать технически из-за разнообразия МИС (МедФлекс работает с 85 МИС), а также данный метод не соответствует требованиям сервисов по скорости обмена данными между МИС и поставщиком сервисов. Наиболее простое решение – сделать слепок на стороне поставщика сервисов и работать с ним.
Во-вторых, поставщики сервисов чаще всего фокусируются на удобстве сервиса, а не на безопасности. Это приводит к тому, что сервис получает персональные данные, без которых можно было бы обойтись, и интеграция была бы более безопасной.
В-третьих, сами клиники не всегда понимают, что такое цифровая гигиена. Их можно понять, так как не все клиники могут позволить себе отдел информационной безопасности. В этом случае они часто доверяются поставщику сервиса.
Оценка безопасного взаимодействия с поставщиком сервиса – неподъёмная задача для малого и среднего бизнеса, так как у клиник с оборотом менее 100 млн. рублей в год, в принципе, нет выбора, кроме как довериться проверенному игроку на рынке, например, МедФлекс.
Кто и за что в клинике отвечает.
Спикеры, выступавшие по теме кибербезопасности, были едины во мнении, что большое количество инцидентов является прямым следствием простой административной халатности (столбик-лидер «Комплаенс» в статистике СберЗдоровья). Спектр этой беспечности широкий: от непонимания сотрудниками клиники своих обязанностей и ограничений, до умышленного причинения ущерба сотрудниками ЛПУ с целью заработать на торговле данными. Для кратного уменьшения рисков достаточно ввести правила доступа к данным разного уровня чувствительности и проводить обучение персонала, а в идеале иметь систему мониторинга доступа сотрудников к разным сегментам базы данных.
Двигаться, конечно, нужно от простого к сложному, чтобы сначала исключить из практики случаи, похожие на тот, что рассказал на форуме руководитель практики сопровождения медицинских организаций компании Legal UP Виталий Осадчий.
К юристам за консультацией пришли представители клиники, администратор которой рассказала жителям дома о несовершеннолетней соседке, обратившейся в ЛПУ с подозрением на беременность. Виталий Осадчий обращает внимание, что персональные данные в медицинской организации тесно связаны с врачебной тайной.
Как оказалось, никакой работы внутри организации по защите персональных данных и врачебной тайны настроено не было, и администратор в процессе разбирательства не счел свои действия ни предосудительными, ни незаконными.
По мнению юриста, во многих клиниках не понимают базовых вещей и на уровне руководства. Недавно компания Legal UP проводила обучение в медицинской организации. Дошли до вопроса, касающегося персональных данных, от управляющего поступил вопрос: “Нам сказали, что быть оператором — это право медицинской организации. Хочу — буду, не хочу — не буду”. То есть для многих не очевидно, что это обязательное требование действующего законодательства: медицинская организация обязана принять на себя статус оператора персональных данных. И за это предусмотрены серьёзные штрафы.
По словам Виталия Осадчего, общие тенденции в области обработки персональных данных сегодня таковы:
- Повышаются размеры штрафов.
- Вводится уголовная ответственность за утечку персональных данных.
- Усиливается контроль со стороны государства за их обработкой.
- Пациенты все чаще предъявляют требования медицинским организациям по факту нарушения их прав в части обработки персональных данных.
В отсутствие определенным образом проведенных приказов и специально подготовленных документов об ответственности конкретных сотрудников (это обязательное требование законодательства), за любое выявленное нарушение в сфере безопасности будут отвечать генеральный директор медорганизации и главврач. А эти нарушения могут быть простыми, очевидными и заметными даже для невооруженного глаза. Один из спикеров сессии по кибербезопасности коммерческий директор компании ЕМП Здоровье (ГК «ИнфотТеКС») Андрей Трунов отметил, что ещё в марте 2023 года вступил в силу запрет на использование иностранных мессенджеров, но многие медучреждения продолжают практику. Из недавних кейсов — в одном регионе работает сервис, который замкнул на себе полное сопровождение беременных и даже встроен в ТФОМС. Путь пациента выглядит так: женщина приходит вставать на учёт в женскую консультацию, получает памятку с QR-кодом. По этому коду она попадает в Telegram, где проходит авторизацию, подгружает первую страницу паспорта и далее собирается первичная медицинская информация. “Знают ли главврачи тех ЛПУ, куда уходят данные? Знает ли местный Минздрав, что они ходят под статьёй?”, — задается вопросом Андрей Трунов.
В мировой практике уже есть кейсы, когда последствия киберинцидентов приводили к смерти человека, например, история в Германии, когда из-за блокировки системы не смогли оказать врачебную помощь вовремя и провести операцию. Проникновение в здравоохранение технологий делает и врачей, и пациентов все более зависимыми от них. Чтобы защитить бизнес, изучайте методичку по кибергигиене, многое из предложенного авторами не является дорогим или критически сложным.