Европа выставила России новые санкции. В такой ситуации взаимоотношения с бизнесом из недружественных стран приобретают все более конфликтный характер и привлекают острое внимание как со стороны российских властей, так и со стороны Запада. Возможная сделка между французским молочным концерном Danone и английским фондом Chesterfield по продаже российской доли молочного гиганта может закончиться введением со стороны Евросоюза санкций и в отношении участников сделки.
Европарламент продолжил санкционный курс в отношении Москвы. Принят 11-й пакет санкций, депутаты Европарламента начнут разрабатывать 12-й. Напомним, предыдущие десять пакетов санкций охватили 200 российских компаний и 1500 частных лиц, в целом было заморожено более 300 млрд евро российских государственных активов, на 150 млрд евро была сокращена двусторонняя торговля углеводородами, технологиями, оборудованием и электроникой.
Так что давление на Россию не уменьшается, причем, отмечают эксперты, как информационное и экономическое, так и политическое. Мир живет в новой реальности, и России нужно делать все, чтобы развивать свою внутреннюю экономику.
Россия еще с 2022 года начала предпринимать ответные меры. Такой мерой, среди прочих, стал и указ президента РФ Владимира Путина о специальных экономических мерах в сферах финансов и ТЭК из-за действий недружественных стран и организаций. В документе запрещалось совершение сделок, которые касаются в том числе инвестиционных проектов на территории России и участие в них лиц, «связанных с иностранными государствами, которые совершают в отношении России недружественные действия».
Угроза Запада в виде новых жестких санкций может повлиять на бизнес-процессы в России, на развитие российских компаний, поэтому сейчас перед российской экономикой стоит задача сосредотачивать свои усилия внутри страны, повышая возможности и авторитет российских компаний и давая им новые импульсы для роста. При этом влияние зарубежных партнеров из недружественных стран Россия старается максимально ограничить, чтобы избежать подвохов и негативного давления, а также внезапных разрывов экономических цепочек и договоренностей.
Безусловно, с учетом такой позиции Евросоюза, который не хочет отступать от своей экономической войны с Россией, любые финансовые взаимоотношения с компаниями из недружественных стран, а также любые сделки, связанные с выходом с российского рынка западного бизнеса, будут рассматриваться российскими властями, что называется, через лупу. Такой серьезной проверке явно подвергнется и сделка по продаже российских активов французского молочного концерна Danone – причем она может оказаться даже под двойным пристальным вниманием.
Великобритания, активно поддерживающая украинскую армию, вдруг заинтересовалась российскими активами мирового молочного гиганта – в лице английского фонда Chesterfield. Фактически получается, что российские активы бизнеса с головной структурой в недружественной стране (Франция) хочет купить бизнес из другой недружественной страны (Великобритания), что уже выглядит довольно подозрительно и совершенно не привлекательно для России.
Теплые взаимоотношения Великобритании и Украины проявляются и в этой потенциальной сделке: обе страны непосредственно касаются управляющего партнера этого британского фонда Алексея Резниковича, который имеет гражданства этих двух стран. При этом фонд аффилирован с крупной международной инвестиционной компанией LetterOne. Неожиданная деталь: еще в 2013 году эта компания была основана рядом акционеров Альфа-групп (в 2022 году, попав под санкции ЕС, они сняли с себя управление компанией).
«Подобный «компот» тем более может навлечь на будущее Danone негативные последствия. В нынешней ситуации оказаться, фактически, между двух огней очень рискованно. При этом я не вижу выгод ни для одной из сторон, одни проблемы», - считает экономист Владимир Серов.
Во-первых, для России подобная утечка капиталов с российского рынка (а, похоже, это и случится, если фонд из Великобритании, входящий в структуру с головным офисом в Люксембурге, купит российский Danone) не несет никаких выгод – скорее, это, наоборот, риск потери серьезного игрока.
Но непонятны и выгоды Chesterfield. Ведь в сегодняшней ситуации любые взаимоотношения с Россией для западного бизнеса чреваты негативными последствиями. «С 2022 года многие иностранные компании и частные лица уже попали в санкционную ловушку, когда оказалось, что их деньги, вложенные в разные бизнесы в России, невозможно вывести из России, - отмечает Владимир Серов. - И эти активы «застряли» внутри России, так же, как и российские деньги и активы наших бизнесменов и компаний на Западе. Может получиться и так, что вложения англичан и наших бизнесменов, находящихся под санкциями, в российский Danone, окажутся взаперти для них и не принесут выгод. Эта покупка может точно так же попасть под санкции, как и другой бизнес российских миллиардеров. В таком варианте она просто бесполезна, эти взаимодействия с Россией могут только привлечь излишнее внимание к Chesterfield и LetterOne со стороны властей Великобритании и Люксембурга и повлечь за собой очередное «наказание» в виде санкционных ограничений, как это любят делать западные власти».