Продажи легковых автомобилей за последний месяц снизились на 37%. «АвтоВАЗ», по-прежнему лидирующий по объемам продаж, установил антирекорд, продав всего 17 тыс. автомобилей, что на 41% меньше, чем за месяц год назад.
В январе 2010 года продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России снизились на 37%. За месяц продано почти на 44 тыс. автомобилей меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
«Хотя рынок и упал на 37% по сравнению с январем прошлого года, показатели слегка улучшились по сравнению с падением продаж на 38% в декабре 2008 года. При этом, если вспомнить январь 2008 года, на тот момент были серьезные причины, определявшие непростое состояние рынка, -- курсовая разница и различные у разных производителей остатки. Это также заметно при сопоставлении результатов от года к году по различным брендам. Учитывая еще и короткий рабочий месяц, серьезные и более основательные годовые сравнения можно будет сделать только к концу первого квартала», -- сказал Дэвид Томас, председатель комитета автопроизводителей АЕБ.
Мартин Ян, вице-председатель комитета автопроизводителей АЕБ, считает, что продажи в январе были слабыми традиционно, что связано с длинными новогодними каникулами и снижением покупательской активности. «Мы ожидаем, что оживление на рынке наступит уже в феврале», -- сказал он.
В десятке лидеров по моделям среди легковых автомобильных марок, наиболее продаваемых в январе 2010 года, девять производятся в России. На первом месте по продажам находится Lada Priora. Покупатели приобрели 5319 автомобилей этой марки (на 34% меньше, чем в январе 2009 года). Модели, производимые «АвтоВАЗом», находятся также на втором, четвертом, пятом, седьмом и восьмом местах в списке самых продаваемых автомобилей (Lada Samara, Lada Kalina, ВАЗ-2105/2107, 4x4, Niva Chevrolet («GM-АвтоВАЗ»).
Хотя «АвтоВАЗ» остается первым по сумме, продав 17 308 автомобилей, это на 41% меньше, чем за январь 2009 года.
«АвтоВАЗ» ставит антирекорды
Таким образом, подтвердились слухи о том, что в январе 2009 года «АвтоВАЗ» установил антирекорд -- самый низкий показатель продаж за все время кризиса. Завод столкнулся с вероятностью крупного кассового разрыва в тот момент, когда он ведет переговоры с кредиторами о реструктуризации займов, а с правительством -- о финансировании своей инвестпрограммы с французским концерном Renault. Кассовый разрыв может увеличить потребность завода в финансировании, что поставит под вопрос выделение ему даже тех 38 млрд руб., которые он уже запросил, сообщал ранее «Коммерсантъ».
Как сообщил ранее газете «Ведомости» гендиректор агентства «Автостат» Сергей Целиков, одной из причин провала стала приостановка правительством субсидирования ставок по кредитам на покупку автомобилей. Он подсчитал, что в прошлом году по этой программе ежемесячно продавалось 8000 машин.
А по мнению президента «Фаворит моторс» Владимира Попова, проблема «АвтоВАЗа» -- в отсутствии правильного продукта и плохой работе сбытового подразделения компании: автозавод мало помогает своим дилерам и неудовлетворительно организует логистику. Кроме того, автозавод стал ограничивать поставки машин дилерам, имеющим большую задолженность, и требовать через суд возврата задолженности. И наконец, в прошлом году «АвтоВАЗ» лишился крупнейших дилеров -- обанкротившихся «Инком-авто» и «Элекс-полюса».
По итогам 2009 года продажи «АвтоВАЗа» по сравнению с 2008 годом снизились на 44%: за год было продано 349 490 машин. В этом году автозавод запланировал увеличить объем выпуска на 51,3%, до 446 тыс. машин.