Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

05:10
Москва
18 декабря ‘24, Среда

Институты заработали на ЕГЭ

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

В условиях падения спроса на платное образование ЕГЭ увеличивает доходы вузов за счет государственных выплат, оценили рынок образовательных услуг эксперты Высшей школы экономики. Но качество обучения стремительно снижается, а коммерческие вузы обещают образованию сомнительные перспективы российского автопрома.

Уровень финансирования вузов должен зависеть от количества баллов ЕГЭ, которые получают абитуриенты, в противном случае качество образования будет снижаться, считают авторы исследования, проведенного ВШЭ. Его результаты будут представлены на семинаре в Высшей школе экономики 10 ноября.

Исследование сравнивает результаты эксперимента, проведенного в 30 вузах. В его рамках финансирование зависело от баллов, набранных абитуриентами на ЕГЭ.

«В 2003-2004 годах проводился эксперимент, в рамках которого за студентов, у которых были лучшие баллы по ЕГЭ, вузы получали более высокое финансирование, -- рассказывает директор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина. -- Это делалось для того, чтобы у вузов была экономическая заинтересованность брать более сильных абитуриентов и гарантировать им качество образования. В результате вузы, принимавшие участие в эксперименте, на 15-20 процентов повысили минимальный вступительный балл. В 2005 году было решено, что такая практика неэффективна, эксперимент свернули, и проходные баллы снова стали снижать».

Сейчас вузы заинтересованы в увеличении контрольных цифр приема, поскольку независимо от результатов экзамена за каждого студента им платят одинаково (согласно исследованию, в 2008 году финансирование в зависимости от типа вуза составляло от 71 до 108 тыс. рублей в год), говорит Ирина Абанкина. «Из-за этого в 2008-2009 годах, когда по причине кризиса снизился спрос на платное образование, они резко нарастили бюджетный прием», -- отмечает автор исследования.

По ее словам, это привело к тому, что ради получения средств вузы стали брать абитуриентов с гораздо более низкими результатами.

Ирина Абанкина считает, что плоская шкала финансирования увеличивает доступность высшего образования, но снижает его качество.

«Только 10 процентов вузов продолжают ориентироваться на качество абитуриентов», -- считает она.

Выводы экспертов ГУ-ВШЭ вызывают вопросы у их коллег из других вузов. Заместитель начальника управления общественных связей МГТУ имени Баумана Андрей Волохов обращает внимание на известный факт: высокие балы, полученные на ЕГЭ, – еще не показатель будущих результатов студента. Часто бывает, что лидеры по баллам, полученным на едином госэкзамене, отчисляются по итогам первой же сессии.

«В течение первого курса мы исключаем треть отличников ЕГЭ. Кроме того, в этом исследовании говорится о том, что самый низкий проходной балл – в технических вузах. Но экзаменационные вопросы во многом не рассчитаны на людей с техническим складом ума. Низкие полученные баллы еще не говорят, что человек не имеет шанса стать талантливым инженером. А они предлагают уменьшать за это финансирование», -- говорит Андрей Волохов.

Введение ЕГЭ во время кризиса ударило по платному образованию, считает ректор Российского нового университета Владимир Зернов. «Образование заталкивают в колею автопрома, -- возмущается он. – Многие готовы идти куда попало, лишь бы это было бесплатно. У нас были сотни примеров, когда абитуриент уже подавал документы, а потом забирал их, узнавая, что где-то появилось бюджетное место. Но стоит отметить, что трудно оценивать влияние ЕГЭ именно на частные вузы – ведь 75 процентов платных студентов обучаются в государственном секторе». Он выступает за ступенчатую шкалу финансирования. «Деньги должны идти за студентом», -- считает Владимир Зернов.

Реклама