Замоскворецкий суд Москвы 22 августа отказал в иске Партии народной свободы к Министерству юстиции России, в июне этого года отказавшему в регистрации партии. Таким образом, суд подтвердил правомерность претензий, предъявляемых Минюстом к ПАРНАСу.
Суть претензий к партии, которую попытались создать Борис Немцов, Михаил Касьянов, Владимир Рыжков и Владимир Милов в качестве ультралиберальной оппозиции власти, сводится к тому, что она во многом виртуальна. Согласно федеральному закону о политических партиях, таковой может считаться организация, в рядах которой насчитывается не менее 45 тысяч участников, которая имеет региональные отделения в более чем половине субъектов федерации, каждое из которых, в свою очередь, состоит не менее чем из 500 участников.
В то же время, еще на этапе создания ПАРНАС из многих регионов приходила информация, что на областных партийных конференциях людей участвует гораздо меньше, чем того требует закон, либо они вообще срываются. Когда же документы были поданы в Министерство юстиции, их выборочная проверка показала, что недостающих активистов партия "призвала" к себе из различных баз данных, причем часто устаревших. Во многих регионах в списках ПАРНАС были обнаружены люди, умершие задолго до проведения партконференций, а также несовершеннолетние, которые по закону не могут быть участниками политических партий. Кроме того, среди активистов ПАРНАС Минюст обнаружил многочисленных заключенных, которые физически не могли присутствовать на партконференциях. На днях с одним из таких – 25-летним сидельцем колонии номер 8 города Улан-Удэ Лудыпом Шалдановым - поговорили репортеры газеты "Твой день". Выяснилось, что он не только не вступал в ПАРНАС, но и вообще "не в курсах" о существовании такой партии.
Помимо этого, Минюстом были выявлены и другие нарушения."Установлено, что устав партии содержит положения, противоречащие Закону о политических партиях, иным федеральным законам. В частности, в нарушение ст.24 Закона о политических партиях уставом не предусмотрена ротация руководителей коллегиального постоянно действующего руководящего органа. В уставе имеются и иные противоречия федеральным законам", - пояснили в министерстве свое решение об отказе в регистрации.
Несмотря на очевидность и бесспорность предъявленных претензий, лидеры ПАРНАС все же решили оспорить отказ в регистрации партии в суде.
Основные тезисы лидеров партии сводились к тому, что, во-первых, отказ в регистрации ПАРНАС – решение политическое, а не юридическое, во-вторых – что, вынося решение, Минюст России руководствовался нормами российского, а не международного права. Однако надуманность этих доводов очевидна. Даже будучи зарегистрированной, партия не могла бы принять участия в предстоящих в декабре выборах в Госдуму, поскольку это может сделать только партия, зарегистрированная не менее чем за год до выборов. Что касается ссылок на международное право, то, надо полагать, оно, как и российское законодательство, также не приветствует участия в деятельности партий мертвых душ и людей, которые понятия не имеют об их существовании.
По мнению президента Института национальной стратегии Михаила Ремизова, у ПАРНАСа после отказа в регистрации было два пути: устранить претензии Минюста и подать документы на регистрацию заново, или попытаться извлечь PR-эффект из самого факта отказа в регистрации. По мнению политолога, несистемная оппозиция сознательно пошла по второму пути. "Это выигрышнее для ПАРНАС с точки зрения достижения публичного эффекта, но не с точки зрения достижения реального результата, а именно регистрации партии, - считает Михаил Ремизов. – Судя по всему, лидеры партии приняли принципиальное решение раскручивать факт своей нерегистрации, а не бороться за регистрацию партии. Поэтому, я думаю, и в самой партии никого не удивило решение суда. Это вполне укладывается в русло их стратегии – не участие в выборах, а попытка их делегитимации".
Гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов так же считает, что решение Замоскворецкого суда было ПАРНАСу политически выгодно. "Шансов получить на выборах хоть сколько-то значимое количество голосов у этой партии все равно не было, - считает эксперт. – Поэтому решения судов нужны ей не как признание правильности или неправильности решения Минюста об отказе в регистрации, а как информационный повод, которым можно воспользоваться для раздувания скандала. И, надо признать, что г-н Немцов и его соратники довольно умело такие поводы используют".
Что касается дальнейшего развития ситуации, то, по мнению экспертов, ПАРНАС и дальше будет пытаться выжать все возможные политические дивиденды из факта отказа в регистрации и создать себе имидж гонимой властью партии.