В свое время США угрохали уйму времени и кучу денег на то, чтобы найти и поднять со дна затонувшую секретную советскую субмарину. Да ничего у них не вышло.
Трагедия в открытом океане
Как сообщал летом 1968 года эксперт-аналитик Роберт М. Гейтс главе ЦРУ Ричарду М. Хелмсу, в Тихом океане примерно в шестиста милях от Мидуэй затонула советская субмарина К-129 жидкотопливными баллистическими ракетами Р-21 и торпедами с ядерными боеголовками на борту.
Лакомый кусочек для любой спецслужбы, желающей получить секреты стратегического противника. Особенно с учетом того, что СССР, похоже, лодку поднимать не собирался.
Что известно об этой трагедии? Фактически ничего. 8 марта 1968 года советская подлодка К-129 за номером 574, выполнявшая боевое задание в Тихом океане, не вышла на связь в контрольной точке маршрута вблизи Гавайских островов.
Позднее на поиск пропавшей субмарины советское командование отрядило огромные силы. Но спустя два с половиной месяца поиски прекратились. Подлодку вывели из состава флота, а всех подводников (девяносто восемь человек) официально признали умершими.
Американский интерес
Понятно, что американцев заинтриговала столь серьезная активность русских на том участке. Военные США пытались что-то понять из переговоров между советскими кораблями. Но тщетно.
Правда, кое-какие выводы американцы все-таки сделали. Они пришли к выводу, что русские ищут затонувшую лодку. С помощью архивов пеленгов и акустических записей американцы заметили «хлопок» в ночь с 7 на 8 марта и сумели определить его примерное местоположение - «пятно» 30 миль в диаметре в районе Гавайского архипелага.
После того, как русские из этого района ушли, фактически объявив лодку «ничейным имуществом», ЦРУ снарядил туда свою поисковую команду.
Операция началась в самом начале 1969 года после долгих согласований с правительством и различными службами и ведомствами. Хотя ради справедливости стоит отметить, что очень многие в Америке выражали сомнение в необходимости столь затратной операции.
Однако, предположительное наличие на советской субмарине торпед с ядерной боевой частью позволило инициаторам проекта все-таки пролоббировать его финансирование.
Подготовка к операции «Подъем»
Хотя, ради справедливости стоит отметить, что даже не сами торпеды интересовали американцев. Им был нужен доступ к радиоаппаратуре и шифрам радиообмена. Если бы эту информацию удалось извлечь, становились бы доступны многие секреты потенциального противника.
Вероятность успешного обнаружения и подъема К-129 оценивалась весьма невысоко. Но на поисковую операцию было брошено все самое новейшее оборудование, которым на тот момент располагали США.
В любом случае, это была невероятно трудная, кропотливая работа, требующая массу времени и терпения всех участников. Для того, чтобы найти лодку, потребовались сотни тысяч фотографий, каждую из которых специалисты тщательно изучали.
Выяснилось, что лежащая на глубине около пяти тысяч километров субмарина разломана на несколько частей. Теперь уже для подъема этих частей ЦРУ разработало операцию под названием «Азориан», и получило «добро» от президента Никсона на ее осуществление. Правда, еще два года понадобилось, чтобы Конгресс согласился выделить на это средства.
Под видом геологоразведки
Сама операция по подъему началась только летом 1974 года и была замаскирована под геологоразведку на океаническом дне. Советские моряки, кстати, наблюдали за действиями американцев. Правда, не вмешивались. Скорее всего, военным США удалось выглядеть убедительно в качестве геологоразведчиков.
Тем не менее, после стольких лет поисков и подготовки к подъему, операция «Азориан» сошла на нет. Официальных данных о ее результатах нет. Все под семью печатями. Отсюда военные специалисты делают выводы, что денежки американских налогоплательщиков ЦРУ в этом проекте по тратило впустую.
Ни саму лодку, ни ракеты с торпедами, ни кодовые книги с радиоаппаратурой американцами поднять на поверхность так и не удалось. Тайна затонувшей К-129 так и осталась тайной.