Закрытие портов, трубопроводов, железнодорожных направлений и последних оставшихся заводов - эта та цена, которую платят прибалты за свою ненависть к России.
Печальный рекорд падения российского транзита через прибалтийские страны уже установлен - 70%. Но и это еще не предел, поскольку объемы продолжают снижаться.
По некоторым данным, прибалты уже даже готовы пойти на серьезные уступки в смысле цены, но это, похоже, уже погоды не сделает.
А ведь транзит всегда кормил Литву, Латвию и Эстонию. Даже в советские времена почти треть бюджетов прибалтийских республик наполнялась за счет перевалки грузов.
После развала СССР транзит стал для Прибалтики не только средством обогащения, но и политическим рычагом против России. Почему-то Вильнюс, Рига и Таллин были уверены, что Москве некуда деться, как только везти через их страны свои грузы.
В какой-то период так и было. Но больше из-за слабости РФ в те же лихие девяностые. Когда в стране появилась крепкая власть, Россия начала потихоньку выбираться из череды кризисов, уже к началу двухтысячных вернув себе статус сверхдержавы. И тогда же понемногу начался процесс пусть небольшого, но все же сокращения транзита через Прибалтику.
Но для Вильнюса, Риги и Таллина это не стало предупреждающим сигналом. Они продолжили в угоду своим западным кураторам кричать налево и направо об агрессивной России, пресловутой «русской угрозе» и все в таком духе.
И вот настал момент, когда прибалты получили то, во что до конца не верили - мощнейший транзитный обвал.
Если конкретно, то по сравнению с объемом двадцатилетней давности трубопроводный транзит сократился на 70%, транзит через морские порты- на 65%, а железнодорожные перевозки российских грузов на 60%.
А ведь впереди маячит еще и потеря белорусского транзита, которая больше всего ударит по Литве. Это будет ответом Минска за «нелегитимного» Лукашенко. Белорусских грузов в Прибалтике и так уже стало меньше. А если они тоже уйдут в российские гавани, будет катастрофа. Другого слова и не подобрать.
Казалось бы, самое время для властей прибалтийских стран одуматься, оглядеться, и попробовать наладить отношения с той же Москвой.
Так нет, весто этого Прибалтика жалуется на Россию в Евросоюз, и требует от Брюсселя повлиять на Москву санкциями, чтобы та возвратила свои грузы обратно. Это уже даже не анекдот. Это… болезнь. С нехорошим таким диагнозом. И по этому поводу уже давно стоило бы обратиться к «врачам».
Но Прибалтика маниакально продолжает считать себя здоровой, отказываясь верить в то, что ее экономика уже стремительно идет ко дну.
Бесспорно, даже в Вильнюсе, Риге и Таллине есть умные политики, которые призывают идти на компромисс с Россией. Но их немного, и их, к сожалению, не слышат.
А Прибалтика действительно все глубже погружается в экономическое и социальное болото, выбраться из которого будет невероятно тяжело. Такова оказалась плата за многолетнюю оголтелую русофобию для региона, который когда гордо называли «европейской витриной СССР».