Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

03:23
Москва
25 ноября ‘24, Понедельник

ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ INFOX.RU

INFOX Биографии
Люди, которые делают Историю. Люди, которых все обсуждают. Люди, которых считают примером. Здесь вы найдете их биографии, краткие и полные.

Биография Олега Янковского: «Ленком», фильмы Марка Захарова, сын Филипп и внук Иван

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Олег Янковский. Биография: театр «Ленком» и работа с Марком Захаровым, «Служили два товарища», «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен» и другие фильмы, сын Филипп и внук Иван, причины смерти.

Краткая справка

Янковский Олег Иванович (Oleg Yankovsky). Дата рождения – 23 февраля 1944 года. Место рождения – Карсакпай, Казахская ССР, СССР. Дата смерти – 20 мая 2009 года. Место смерти – Москва, Россия. Рост – 182 см.

Ранние годы

Будущий актер появился на свет семье бывшего военного Ивана Павловича Янковского, воевавшего еще в Первую мировую и участвовавшего в Брусиловском прорыве. Мать Олега Марина Ивановна Янковская в молодости мечтала стать балериной, но не вышло.

К моменту рождения сына Иван Янковский уже дважды подвергался арестам (второй раз по делу маршала Тухачевского, с которым он вместе служил), а во время Великой Отечественной оказался в тылу – в поселке Рудник-Джезказган, где он трудился на плавильном комбинате.

Уже после рождения сына Иван Янковский перебрался в Ленинабад в Таджикской ССР (ныне – Худжанд), где работал на закрытом комбинате по добыче урана. Когда Олегу было 9, отец скончался. В тот момент семья Янковских уже жила в Саратове.

Олег был не единственным ребенком в семье. У него были два старших брата – Ростислав и Николай. Оба они также выбрали театральную стезю и занимались в профильных кружках. Ростислав даже окончил театральную студию в Ленинабаде и устроился работать в местный театр, где и служил, пока не перебрался в Минск, пишет Википедия.

Чтобы помочь матери и брату Николаю, Ростислав забрал к себе в Минск самого младшего брата. Олег в тот момент только-только закончил седьмой класс.

В столице Белорусской ССР мальчик попробовал себя в театре, начал увлекаться футболом и даже некоторое время играл в одной команде с Эдуардом Малофеевым, будущим игроком и тренером сборной СССР. Однако продолжалось это недолго, увлечение футболом отрицательно сказалось на оценках в школе, после чего старший брат запретил Олегу занятия спортом.

Оставшаяся в Саратове Марина Ивановна переживала за сыновей, так что в какой-то момент Олег вернулся к ней. В Саратове он окончил школу №67, после чего собирался поступать в мединститут, но судьба распорядилась иначе. Юноша наткнулся на объявление о приеме в Саратовское театральное училище. Экзамены к тому моменту закончились, но юноша решил спросить у директора, как поступить в следующем году, а тот, спросив фамилию, заявил, что он уже зачислен.

Позже выяснилось, что в училище тайком поступал средний брат Николай. В итоге он уступил младшему брату место в вузе. Учился Олег не без проблем, его не очень высоко оценивали педагоги, но он смог окончить вуз, а в дипломном спектакле «Три сестры» его Тузенбах дал педагогам понять, что перед ними перспективный артист.

Карьера в театре

В Саратовский драмтеатр Янковский попал во многом благодаря супруге. Она считалась после окончания вуза более перспективной, ее взяли в драматический театр, а уже она «пролоббировала» мужа, когда тот выпустился из училища с курса Алексея Быстрякова.

Поначалу в Саратове Олегу Янковскому доставались лишь эпизодические роли, а первой крупной работой стал спектакль «Идиот» по роману Федора Михайловича Достоевского, в которой артист воплотил на сцене образ князя Льва Мышкина. В Саратове актер успел поработать с такими режиссерами, как Семен Казимировский, Дмитрий Лядов и Яков Рубин, отметившись, помимо «Идиота», в таких постановках, как «Затейник» (по пьесе Виктора Розова), «Таланты и поклонники» (по пьесе Александра Островского), «Стакан воды» (по Эжену Скрибу) и др.

В 1973 году Олег Янковский перебрался в столицу. Его позвал в «Ленком» Марк Захаров. Захарову присмотреться к актеру посоветовал Евгений Леонов, с которым Олег успел поработать в кино.

Режиссер ради составления впечатления о предлагаемой кандидатуре не поленился съездить в Саратов. Вистов Янковскому добавили и гастроли в Ленинграде, после которых театральная пресса положительно отозвалась о его игре.

Дебютом Янковского на сцене «Ленкома» стал спектакль «Автоград XXI», постановка была основана на совместной пьесе Захарова и Юрия Визбора. Хотя спектакль на подмостках надолго не задержался, сам артист вспоминал о нем с добрым чувством. Относительно переезда в Москву он позже говорил, что имелись бытовые трудности, связанные с жизнью в общежитии, а вот в профессиональном плане никаких опасений не было.

В «Ленкоме» Олег Янковский проработал почти 35 лет. Кроме Захарова, он сотрудничал с такими режиссерами, как Глеб Панфилов, Петр Штейн и Эльмо Нюганен. Среди постановок с его участием – «Оптимистическая трагедия» (по Всеволоду Вишневскому), «Революционный этюд» (по Михаилу Шатрову), «Гамлет» (по Уильяму Шекспиру), «Карманный театр» (по Жану Кокто), «Школа для эмигрантов» (по Дмитрию Липскерову), «Чайка» (по Чехову), «Шут Балакирев» (по Григорию Горину) и др. Последним спектаклем, в котором был задействован Олег, была гоголевская «Женитьба», которую ставил сам Марк Захаров.

Начало карьеры в кино

Дебют Олега Янковского как актера кино пришелся на 1968-й. На гастролях во Львове его заметила актриса Валентина Титова, жена режиссера Владимира Басова, который искал, кого снять в своем фильме «Щит и меч». Однако актера в Олеге не признали, повезло с тем, что через несколько дней на «Мосфильме» его встретила ассистентка режиссера, чьи поиски к тому моменту еще не увенчались успехом.

На пробах Олег, по словам его напарника Станислава Любшина, выглядел не очень, но все же приглянулся режиссеру, который отдал ему роль Генриха Шварцкопфа.

В том же году Янковский снялся и в еще одном знаменитом советском фильме – драме «Служили два товарища», которую снял Евгений Карелов. Поначалу его пробовали на роль белогвардейского поручика Брусенцова, но та в итоге досталась Владимиру Высоцкому, а Янковский сыграл красноармейца Андрея Некрасова. Также в картине играл Ролан Быков, который заметил более молодому коллеге, что после выхода картины его начнут звать в Москву и Ленинград. Так в итоге и вышло.

С Кареловым артист сотрудничал и в 70-е, когда тот снимал драму «Сохранившие огонь». К этому моменту он уже снялся в исторической драме «Я, Франциск Скорина…», мелодраме Михаила Богина «О любви», психологической драме Федора Филиппова «Предатели» и фильме о Великой Отечественной войне «Жди меня, Анна».

Тарковский и Масленников

Первая половина 70-х в карьере Олега Янковского отмечена началом сотрудничества с Игорем Масленниковым и Андреем Тарковским. Сотрудничество с Масленниковым началось с драмы «Гонщики», а продолжилось лентой «Сентиментальный роман». Венцом их сотрудничества стали уже «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей», вышедшие в начале 80-х. В них артист воплотил образ злодея Стэплтона.

Большим успехом стала и роль в драме «Зеркало» Андрея Тарковского. В ней снялись многие знаменитые советские актеры – Маргарита Терехова, Иннокентий Смоктуновский, Анатолий Солоницын. Олегу Ивановичу на съемках довелось поработать и со своим сыном Филиппом, который сыграл его героя в детские годы.

У Тарковского Янковский снялся уже в 80-е в «Ностальгии». К этому моменту он был уже заслуженным артистом РСФСР. Изначально на главную роль в ленте планировался любимый актер Тарковского и его друг Анатолий Солоницын, но он умер в июне 1982 года.

По воспоминаниям артиста, его привезли в Италию и бросили в гостинице на две недели в одиночестве. Когда актер уже пришел в отчаяние, явился Тарковский и решил, что можно начинать снимать.

Картина была номинирована от Италии на Каннский фестиваль, но «Золотую пальмовую ветвь» так и не получила. Режиссер, обвинивший в этом Сергея Бондарчука, входившего в жюри, решил остаться за границей, после чего лента была запрещена в СССР.

Сотрудничество с Марком Захаровым

В середине 70-х Янковский, который перебрался в «Ленком», начал сниматься в картинах Марка Захарова, многие из которых разошлись на цитаты. Первым захаровским фильмом с участием Олега Янковского стал «Пир во время чумы», где артист сыграл священника.

Однако прорывом стал второй совместный опыт – экранизация пьесы Евгения Шварца «Обыкновенное чудо». В этом фильме артист сыграл Волшебника, который превратил медведя в человека (Александр Абдулов). Компанию ему также составили Евгений Леонов (Король), Евгения Симонова (Принцесса) и Андрей Миронов (Министр-администратор).

Полюбилась отечественному зрителю и следующая работа Захарова с участием Янковского. Режиссер взялся за пьесу Григория Горина «Самый правдивый», экранизация получила название «Тот самый Мюнхгаузен». В роли барона Марк Анатольевич видел только Янковского, хотя и признавал, что к тому моменту его никто не рассматривал как актера комедийного толка. Поначалу против был и автор пьесы Григорий Горин, но потом он признал, что взять на роль барона кого-то еще было бы ошибкой.

Уже в 80-е артист исполнил заглавную роль в другой экранизации Горина – «Дом, который построил Свифт». Вместе с ним в ленте снова снялись Евгений Леонов и Александр Абдулов.

Эта троица оказалась на съемочной площадке у Захарова еще раз в конце 80-х, когда режиссер взялся за пьесу Шварца «Дракон». В ленте «Убить Дракона» Янковский сыграл самого Дракона, Абдулов – Ланцелота, который противостоит ему, а Леонов – бургомистра. Это была последняя режиссерская работа Марка Захарова, следующие 30 лет он больше ничего не снимал.

Другие фильмы с участием Олега Янковского

В фильмографии артиста под сотню работ. Он успел поработать со многими известными режиссерами. Не сильно реже, чем Захаров, Олега снимал Роман Балаян.

Первой их совместной работой стала трагикомедия «Полеты во сне и наяву», вышедшая в 1982 году. За ней последовал «Поцелуй» по рассказу Антона Чехова, мелодрама «Храни меня мой талисман» и драма «Филер». Последним их опытом сотрудничества стала драма «Райские птицы», вышедшая уже в 2008 году.

Среди других режиссеров, с которыми сотрудничал Янковский, – Сергей Микаэлян («Премия» и «Влюблен по собственному желанию»), Владимир Мотыль («Звезда пленительного счастья»), Вадим Абдрашитов («Слово для защиты» и «Поворот»), Эмиль Лотяну («Мой ласоквый и нежный зверь»), Татьяна Лиознова («Мы, нижеподписавшиеся»), Владимир Фетин («Сладкая женщина»), Георгий Данелия («Паспорт»), Карен Шахназаров («Цареубийца») и др.

Награды артиста

Первое признание настигло Янковского в 1977 году, когда он получил звание заслуженного артиста РСФСР, спустя семь лет он стал уже «народным», а в 1991-м стал последним из мужчин, кто получил звание народного артиста СССР.

В 1983-м читатели журнала «Советский экран» назвали Олега актером года за главную роль в фильме «Влюблен по собственному желанию». А уже четыре года спустя он получил государственную премию СССР за участие в фильме «Полеты во сне и наяву». Есть в активе артиста и две госпремии России – за роли в спектаклях «Чайка» и «Шут Балакирев».

Уже в новейшей истории России Янковский удостоился премии «Ника». Жюри премии отметило его игру в лентах «Цареубийца» и «Паспорт». Вторую статуэтку он получил уже за картину «Любовник» в начале 2000-х.

Когда Олег дебютировал как режиссер, сняв картину «Приходи на меня посмотреть» c Ириной Купченко в одной из главных ролей, он получил приз «Золотая подкова» удостоился награды на фестивале «Окно в Европу» в Выборге.

Есть у актера и три «Золотых орла». Первый из них получен за лучшую мужскую роль второго плана в картине «Бедный, бедный Павел», а второй за лучшую телероль – в сериале «Доктор Живаго». Последнюю статуэтку артисту присудили уже посмертно – за вклад в развитие отечественного кино. Аналогичная история была и с третьей «Никой», которую дали за роли в «Анне Карениной» и «Царе» Павла Лунгина. Историческая драма о временах Ивана Грозного стала последней в списке работ Янковского, если не брать в расчет биографический фильм «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь», посвященный 65-летию артиста.

Личная жизнь

Еще на втором курсе Олег познакомился с Людмилой Зориной. Она училась на курс старше, но разница в возрасте в три года не стала препятствием для отношений.  Вскоре молодые и вовсе сыграли свадьбу.

С супругой Олег прожил вместе до конца своих дней. В 1968 году у Олега Янковского родился сын Филипп. Он впоследствии стал актером и кинорежиссером (среди его работ «В движении» и «Статский советник»).

В 1990 году Янковский стал дедушкой. У Филиппа Янковского и его супруги актрисы Оксаны Фандеры родился сын Иван. А еще через четыре года на свет появилась девочка, которой дали имя Елизавета. И внук, и внучка стали продолжателями актерской династии.

Болезнь и смерть

Чуть менее, чем за год до смерти, артист был госпитализирован в столичную клинику прямо с репетиции. Врачи нашли у него ишемическую болезнь сердца, ему назначили курс лечения, но в конце года его состояние здоровья сильно ухудшилось.

Олег снова обратился к врачам, которые по итогам обследования поставили печальный диагноз – рак поджелудочной железы на поздней стадии. Обращение к немецким светилам медицины не помогло, после чего актер вернулся в театр. В апреле он последний раз вышел на сцену, а в конце месяца был доставлен в больницу с внутренним кровотечением. Скончался артист 20 мая 2009 года, а через два дня был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Семейную ипотеку захотели давать матерям-одиночкам
Реклама