Кончина генсека и смена власти в Кремле многих в СССР заставили поменять свои жизненные и профессиональные планы.
На самом деле Эльдар Рязанов в начале восьмидесятых даже в далеких планах не держал создание такого фильма, как «Жестокий романс». Но скончался Леонид Брежнев, и место Генсек занял Юрий Андропов.
Все, включая артистов, замерли в тревожном ожидании – в какую сторону теперь шагнет власть относительно искусства, не начнется ли новая эпоха гонений и репрессий?
В то время Рязанов вынашивал планы снять картину «Дорогая Елена Сергеевна» о трудных буднях учительницы, которой отравляют жизнь школьники-хулиганы.
Но с приходом к власти в стране бывшего главы КГБ, постановщик отложил в сторону довольно рискованный для советской поры сюжет.
Решил, что безопаснее всего будет заняться русской классикой. И уселся писать сценарий к «Бесприданнице» Островского.
О том, как Рязанов подбирал актеров на главные роли, ходили настоящие истории, можно сказать, целые легенды.
Указывалось на то, что на роли Карандышева и Паратова режиссер изначально наметил Андрея Мягкова и Никиту Михалкова. И никого другого. И даже подумывал отказаться от проекта в случае их отказа сниматься у него.
Мягков сказала «да» сразу, а вот Михалкова пришлось буквально выцеплять из другого проекта. Между тем, по слухам, Паратова мечтал сыграть другой актер – Панкратов-Черный. И даже уговорил Рязанова просмотреть его.
Но когда Михалкова все-таки удалось уломать, то роль богатого купца тут же была возвращена ему.