Во время Второй мировой в Польше было одно из самых активных в Европе освободительных движений.
На протяжении всего срока оккупации Польши немцами здесь действовали сотни подпольных организаций и партизанских отрядов, порой насчитывающих тысячи бойцов.
Тем не менее, многие польские политики и партизанские командиры к Красной армии относились с не меньшей нелюбовью, чем к немецким оккупантам.
До войны Москва и Польша, мягко говоря, не дружили, так что, в Польше откровенно опасались, что с приходом Красной армии немецкая оккупация просто сменится советской.
Дошло до того, что советскому руководству перед вхождением в Польшу пришлось с помощью дипломатов и засланных в тыл разведчиков договариваться с польскими партизанами.
Кремлю совсем не хотелось при продвижении в сторону Берлина сражаться еще и с многотысячными партизанскими отрядами.
В итоге договориться удалось, и многие польские военные даже участвовали в освобождении страны рука об руку с советскими солдатами.
Тем не менее, Красную армию местные не везде встречали однозначно, зотя были и улыбки, и цветы, и хлеб-соль. Есть архивные данные о том, что пока одни восприняли наше появление с открытой благодарностью за избавление от немцев, то другие приняли нас настороженно.
В спину не стреляли, но и в фанфары никто не бил. Хотя местами и без провокацией не обошлось. Например, поляки травили воду в колодцах в местах расположения советских частей, могли напасть и избить, отобрав оружие.
Доходило до того, что красноармейцы вообще в одиночку по улицам польских городов старались не ходить, а наших женщин-военнослужащих отпускали из расположения только с усиленным сопровождением. От греха подальше. По слухам, из-за угла могли и пулю в спину пустить.
Последующие десятилетия советская Польша серьезных проблем Москве не приносила, но уже в наше время вся, видимо, долго копившаяся ненависть к русским проявилась себя во всей красе. Но это уже совсем другая история…