Эксперты называют недавно вступивший в силу закон очень расплывчатым и малопонятным.
14 июля на территории РФ вступил в силу закон, которым в Уголовный кодекс ввели новую статью 275.1, предусматривающий реальный срок от трех до восьми лет за, скажем так, общение с гражданами иностранных государств.
В официальном тексте это звучит так: «установление и поддержание гражданином РФ отношений сотрудничества на конфиденциальной основе» или «с представителем иностранного государства», или с представителем «международной либо иностранной организации» ради «оказания им содействия в деятельности, заведомо направленной против безопасности РФ».
Иностранец при этом может представлять любое, даже очень дружественное государство. И в случае установления факта преступления человеку светит штраф до миллиона рублей или колония до восьми лет.
Причем, этот закон не имеет ничего общего со статьей о госизмене, где сроки вообще от двенадцати до двадцати лет. Этакий смягченный вариант госизмены.
Но в любом случае специалисты находят в новом законе немало спорных моментов, которые могут трактоваться по-всякому. Ибо, не совсем понятно, с какими иностранцами лучше вообще даже не разговаривать, что нельзя говорить.
А если журналист иностранного СМИ проводит опрос на улице и задал не тот вопрос и получил не тот, с точки зрения Уголовного кодекса ответ?
Но если обычных людей это может касаться постольку-поскольку, то артистов, журналистов, ученых, медиков и людей других профессий, предполагающих тесные контакты с иностранными коллегами, это должно точно беспокоить. Иначе какой-нибудь международный научный диспут или интервью могут закончиться сроком.
Первый замглавы профильного думского Комитета по госстроительству и законодательству Ирина Панькина («Единая Россия») заявила, что наказание будет грозить лишь в том случае, если человек осознавал, кто перед ним и осознавал, какой вред стране он наносит.
То есть, если ты не знал, что перед тобой шпион и ты не знал, что выдаешь важную тайну, тебя не накажут. По мнению экспертов, очень растяжимые формулировки, которые не совсем все раскрывают.
«В таких сферах, как экономика, информация, продовольствие, экология, энергетика и многих других даже профессионалу по безопасности не всегда легко определить грань между общением и преступлением», - пояснил член Совета Адвокатской палаты Москвы Евгений Рубинштейн.
А осознание человеком своего деяния или его банальное заблуждение может доказываться следствием и судом двояко. Да и уйти на это могут месяцы и годы, которые человек может провести в камере.
Поэтому, по мнению адвоката, круг лиц и профессий в нашей стране, попадающих теперь в группу риска потенциальных подозреваемых в преступной связи с иностранцами, очень широк.
Удивительное, но под «каток» фемиды потенциально может попасть даже человек, у которого супруг или супруга имеют иностранный паспорт, и который, к прмиеру, что ей или ему рассказал этакое секретное, и эта информация ушла дальше в недружественные руки.
По мнению специалистов, принятую норму можно называть не иначе, как известной фразой – дело ясное, что дело темное. У многих людей постарше даже возникает некий отсыл в нашу советскую историю, где даже случайный разговор с иностранцем мог стать причиной пристального внимания со стороны КГБ.
Эксперты прогнозируют в силу неясности формулировок нового закона так называемый эффект замораживания. Это когда люди, боясь ошибиться или нарушить, будут просто шарахаться от иностранцев. Так, на всякий случай.
Безусловно, сегодняшняя геополитическая ситуация обязывает российские власти максимально заботиться о безопасности государства. Просто в данном случае, констатируют знающие люди, вышло как в той крылатой фразе: хотели как лучше – получилось как всегда…