Неприятности начались с того, что при самом звездном актерском составе снимать фильм назначили молодых и неопытных режиссеров.
Замена первого состава
На самом деле этот фильм на стадии съемок пережил целых два бунта. Первый случился еще даже до начала съемочного процесса.
В 1972 году чиновники подобрали довольно звездный состав: Армен Джигарханян, роль Игорь Ледогоров, Евгений Леонов, и даже Владимир Высоцкий с супругой Мариной Влади.
Однако, гонять таких актерищ по съемочной площадке Мосфильм доверил молодым режиссерам Альберту Мкртчяну и Леониду Попову.
Но Джигарханян, Ледогоров и Леонов отказались играть под началом молодых и неопытных режиссеров. Так как съемки еще не начались, чиновники быстренько вывели их из состава съемочной группы, заменив их Владиславом Дворжецким, Сергеем Шакуровым и Георгием Вициным.
Второй состав главных героев получился не менее звездным. Так что, проблема конфликта в итоге никуда не делась, а лишь превратилась в мину замедленного действия. .
Как немцы Высоцкого подставили
Знаменитый бард в мятеже против режиссеров не участвовал. Роль импульсивного и яркого певца Крестовского очень нравилась Высоцкому.
По сценарию, персонаж должен был спеть в фильме несколько песен, сочинить которые ему и было поручено. Так на свет появились ставшие впоследствии очень известными «Белое безмолвие» и «Кони привередливые».
Однако, сыграть в «Земле Санников» Владимиру Высоцкому так и не довелось. В дело неожиданно вмешалась политика. Причем, оттуда, откуда не ждали.
Буквально за пару недель до начала съемок на волне радиоканала из ФРГ прозвучали песни Высоцкого, которого немецкие ведущие назвали самым ярким борцом с советским режимом.
Понято, что после такого «борца с режимом» Высоцкого тут же отстранили от всех съемок, включая «Землю Санникова».
Затяжной конфликт на съемочной площадке
Вместо него взяли Олега Даля, который очень обиделся, что стал заменой Высоцкому. Так начал зарождаться новый актерский бунт. Звезды советского кино открыто называли молодых режиссеров дилетантами, и откровенно игнорировали их указания.
Маститые актеры не могли понять, зачем фильму нужны все эти нелепые, по их мнению, пляски, песни, стрельба и так далее. Особенно остро конфликт у режиссеров развивался с вспыльчивым Мктрчяном, а также Сергеем Шакуровым, который с самого начала стал на съемочной площадке главным «оппозиционером».
Чуть погодя к бунту присоединился Дворжецкий и Даль, который спокойно мог приходить на съемочную площадку в подпитии, и откровенно хамил режиссерам.
Дальше всех держал нейтралитет Георгий Вицин, но под давлением коллег встал в оппозицию к режиссерам и он.
В конце марта 1972 года актерская группа решила действовать через чиновников, и послала в «Мосфильм» телеграмму с требованием поменять режиссеров, а заканчивался текст словами: «Сидим в дерьме на волчьих шкурах. Дворжецкий. Вицин. Даль. Шакуров».
Советские методы усмирения
Правда, это послание было использовано против самих артистов. Если раньше чиновники особенно не вникали во внутренний конфликт съемочной группы, то теперь поняли, что создание фильма под угрозой.
Всех бунтовщиков вызвали на киностудию, где руководство популярно объяснило им две простых вещи. Во-первых, режиссеров никто менять не будет. Во-вторых, если кого и придется менять, так это актеров. Но есть и третий вариант – притереться друг к другу, и дотерпеть друг друга до конца съемок.
Всегда считавшийся неконфликтным Вицин тут же согласился. Только-только поставленный киностудией в очередь на квартиру Дворжецкий тоже предпочел пустым ссорам будущую жилплощадь. Ведь выкинуть его из очереди можно было в два счета. Даже импульсивный Даль и тот пошел на попятную.
И только Шакуров остался при своей позиции, поставив чиновникам условие – или он или режиссеры. Начальство выбрало режиссеров, а вместо уволенного артиста быстро нашли Юрия Назарова.
Отснятые с Шакуровым сцены оставили, но его фамилию в титрах не указали. Впоследствии актер считал, что Даль и Дворжецкий предали его, поэтому даже перестал с ними общаться.
Назаров на защите детей
Казалось, с уходом Шакурова конфликт себя исчерпал. Но тут неожиданно для всех свой голос подал новичок Назаров. Дело в том, что в фильме в качестве туземцев задействовали подростков.
А во время съемок на Кавказе стояла сильнейшая жара, и дети-актеры, которым приходилось работать по десять-двенадцать часов, порой падали в обморок.
Назаров принялся доказывать режиссера, что детей так мучать нельзя, что существует КЗОТ, согласно которому несовершеннолетние могут трудиться не более четырех часов в день.
В итоге режиссерам пришлось на несколько дней остановить съемки, чтобы создать для юных актеров приемлемые условия. При этом, как вспоминал сам Назаров, это не понравилось Мкртчяну.
Режиссер даже звонил в «Мосфильм» и под надуманным предлогом потребовал убрать Назарова, но руководство не поддержало это предложение.
Фильм «низшей» категории
В общем, до конца съемок никому скучать не приходилось. Тем более, и притихший было Даль начал вновь время от времени спорить с режиссерами. Многострадальный фильм в конце концов отсняли, смонтировали и отправили на комиссию в Госкино.
Но к этому времени чиновникам так надоели распри участников съемочной группы, что они чуть ли не с ходу заклеймили картину, присудив ей самую низшую, третью категорию. Из-за этого все актеры получили очень скромные гонорары.
Правда, в прокает «Земля Санников» прошла на ура, фильм посмотрели более сорока миллионов человек. После этого ленте присудили вторую категорию.
Хотя она, конечно, была достойна большего. Даже несмотря на свой мятежный дух на съемочной площадке. Ведь это просто чудо, что при такой обоюдной ненависти актеров и режиссеров, этот фильм все-таки увидел свет.