Он начинал свою карьеру с контрабанды и афер. Потом «кинул» ЧК на деньги, но не только выжил, а еще и получил генеральские погоны, почести и высокую должность.
Подчищенная биография
В детстве и юности Нафталий Френкель был не самым примерным членом общества. Однако, став большим человеком, неожиданно обрел красивую биографию. Вероятно, не обошлось без корректировки.
Что касается правды, то, согласно одной из версий, бывший венгерский заводчик приехал в СССР в период НЭП, чтобы, как сейчас говорят, делать бизнес. Однако, новые власти заподозрили его в шпионаже в пользу Турции и отправили за решетку.
Другая версия гласит, что он был уроженцем Австрии. Согласно третьей версии, он родился в Константинополе. Но самой популярной является версия, по которой Френкель был коренным одесситом.
На свет он появился в 1883 году в семье лесоторговца. С 15 лет работал в строительных компаниях, выезжал на учебу в Германию за счет работодателя. На момент революции Френкель был весьма заметным лесоторговцем с широкими связями.
Чужие деньги
Однако, знающие люди предполагали, что основной доход ему приносит не легальная торговля, а контрабанда, которая процветала в южных портах.
Когда красные во время Гражданской войны практически захватили терри торию современной Украины, Френкель перебрался в Константинополь. А когда советы объявили в стране НЭП, вернулся обратно.
Вскоре после этого он был действительно арестован. Только ни контрабанда, ни шпионаж здесь были ни при чем. Дело в том, что опытный мошенник банально кинул чекистов на деньги.
Когда Френкель уезжал в Константинополь, к нему обратился один из знакомых сотрудников ЧК. Он попросил Френкеля легализовать его в Турции. Аферист просьбу выполнил, но агент, пробыв в турции какое-то время, неожиданно исчез. На хранение Френкелю он оставил документы и восемь тысяч долларов, которые ему передали чекисты.
Вернувшись в СССР, Френкель передал чекистам документы, но деньги утаил. Доводы обвинямого, что он хотел передать деньги лично тому чекисту, с которым имел дело, следователей не убедили.
А тут еще вспылили его контрабандные операции. Так что, судья, не сомневаясь, влепил Френкелю десять лет лагерей.
Хорошо устроился
Осужденного от правили на Соловки, куда он попал в 1924 году. Это был единственный на то время лагерь, находившийся в ведении ОГПУ.
Правда, спустя год политических из лагеря вывезли, а начальником в Соловках стал чекист Федор Эйхманс. Именно с ним и связано дальнейшее восхождение заключенного Френкеля.
Подавляющее большинство узников был и людьми малограмотными, чаще уголовниками, которые провели в неволе большую часть своей жизни. На их фоне Френкель, конечно, выделялся.
Новому начальнику лагеря не хватало грамотных помощников, ибо даже среди охранников таких можно было по пальцам пересчитать.
Сначала Френкель попал в хозчасть, обезопасив себя от работы на лесоповалах. Потом, во время борьбы с тифом, Френкель сумел оперативно построить баню в лагере, как того требовали новые правила.
Тут уже Эйхманс обратил внимание на умника Френкеля, особенно после того, как тот рассказал начальнику, как из бестолково устроенного лагеря сделать прибыльное для всех хозяйство.
Френкель был не только аферист, но и при рожденный коммерсант. После того, как он помог организовать в лагере работу, начальник помог ему добиться УДО. Однако, на волю не выпустил, предложив вчерашнему узнику возглавить производственный отдел в этом же лагере.
Френкелизация
Реформы лагеря, затеянные новым начальником производственной части, окрестили френкелизацией. Это он придумал так называемую хлебную шкалу, согласно которой кто не работает, тот не ест.
Кто работает больше и перевыполняет план, получает повышенную пайку. От ударного труда заключенного зависело и его УДО. Были и другие формы поощрений и наказаний.
При этом сам Френкель из маленького «офиса» на территории самого лагеря перебрался в теплую Керчь, и там наладил связи с поставщиками для Соловков.
А в сам лагерь превратился в маленькую страну с собственными фабриками, мастерскими, ателье, заводиками и даже своего рода чиновниками, которые занимались планированием, экономикой и бухгалтерией.
Первый же год при содействии Френкеля превратил лагерь в преуспевающее предприятие с прибылью в 5 миллионов рублей. При должной организации это и понятно, ведь затраты «предприятия» были минимальными. Зеки работали за скудную еду, а продукция их продавалась уже за рубли.
Уже тогда в воздухе витала идея освоения северных территорий страны при помощи рук заключенных. Например, на необходимости этого настаивал Дзержинский еще в начале двадцатых годов. Так что, пример Соловков при содействии Френкеля, можно сказать, ускорил пройцесс создания в СССР системы ГУЛАГа.
Звездный час проходимца
О том, каким образом Френкель занял видный пост во время строительства беломорканала, тоже ходит немало легенд. По одной из них, его лично вызвал к себе Сталин, узнавший о новаторе из Соловков.
Как там не было, специально для масштабной стройки на базе СЛОНа, как еще называли Соловки, под кураторством ОГПУ был развернут Белбалтлаг.
Поскольку Френкель уже был известен в старом лагере как отличный организатор и распорядитель, его назначили на должность начальника работ. И бывший зек блестяще справился с заданием.
После Беломорканала Френкеля назначили начальником строительства Байкало-Амурской дороги. К концу тридцатых годов прошлого века в распоряжении Френкеля оказалась целая тюремная империя. За несколько лет через его стройки прошло несколько сотен тысяч заключенных.
Избежать репрессий
Когда в стране начались массовые аресты и громкие судебные процессы во всех советских ведомствах, включая НКВД, Френкель забеспокоился. Он видел, как забирают, отправляют в лагеря или расстреливают чекистов с куда более чистой биографией, чем у него.
Однако, сам Френкель не только уцелел, но и пошел на повышение. В 1940 году ему удалось протолкнуть свою идею создания ГУЛЖДС - Главного управления лагерей железнодорожного строительства.
Френкель стал руководителем своего детища, получив в свое распоряжение одно из самых мощных управлений наркомата, поскольку строительство железных дорог считалось одним из важнейших проектов. Отныне в подчинении Френкеля находилось более сотни лагерных отделений и пунктов.
Как же Френкелю удалось уцелеть во время массовых чисток в ведомстве? Причин может быть несколько. Большой хитрец, он никогда не лез вперед «батьки», старался не ставить свою подпись под важными документами, был крайне осторожен в высказываниях, а на политические темы вообще не разговаривал. То есть, зацепиться здесь было не за что.
К тому же его организаторские таланты ценили наверху, особенно в ту эпоху, когда грамотных и образованных руководителей стране очень не хватало.
Да и Френкель, в отличие от большинства своих соратников, большую часть времени проводил на стройках и в своих таежных штабах. В Москву не совался, глаза никому не мозолил. Вот его имя ни разу нигде и не всплыло.
Еще одной «охранной грамотой» для Френкеля являлось то, что Москва возлагала на БАМ очень большие надежды. И там тоже грамотных руководителей можно было по пальцам пересчитать. Поэтому Френкеля без повода не трогали. А он сам повод давать не собирался.
Отделался легким испугом
Во время Вели кой Отечественной Френкель тоже отлился. При его деятельном участии в кратчайшие сроки была построена так называемая волжская рокада - тысячекилометровая железная дорога от Ульяновска до Сталинграда, необходимая для ускоренного подвоза припасов и пополнений в город. За строительство дороги Френкель был награжден третьим орденом Ленина.
Спад его карьеры начался уже в послевоенные годы. Повсюду происходила смена кадров, новый глава МВД, бывший главный кадровик НКВД Сергей Круглов, прекрасно знал все грехи высокопоставленных руководителей своего ведомства. Так что, головы тогда полетели. Была близка к «плахе» и голова Френкеля.
Весной 1947 года Круглов отправил в ЦК записку, в которой рассказал о его уголовном прошлом и о своих подозрениях насчет того, что в финансовых ведомостях генерала может быть не все чисто.
Круглов предложил отстранить Френкеля от занимаемой должности с последующим расследованием его деятельности на предмет выявления хищений и коррупции. Но, то ли в ЦК не хотели выносить сор из избы, то ли кт о наверху был повязан с Френкелем одной веревочкой, но делу против него хода не дали.
Его решили просто отправить на пенсию с безобидной формулировкой «по состоянию здоровья». Так что, от делался аферист-генерал легким испугом.
13 лет спустя 77-летний аферист, контрабандист и один из самых могущественных руководителей лагерной системы, тихо умер в своей московской квартире. Хотя, по мнению многих исследований, такие авантюристы и искатели приключений, как Френкель, очень редко умирают в собственной постели.