На фоне пандемии и закрытых границ ВВП Белоруссии пошел вниз. Глава страны Александр Лукашенко винит в этом своего «заклятого друга» Россию.
В Минске считают, что Белоруссия подвергалась сразу трем ударам извне: нефтяным ограничениям со стороны РФ, разрыву торговых связей из-за закрытых границ и коронавирусу. Причем, как заявляет Александр Лукашенко и его ближайшие соратники, проблемы, доставленные Россией, оказались намного более болезненными, чем пандемия.
Что в этой сказке ложь, а что намек, разбирался политолог Дмитрий Родионов. По его мнению, белорусская экономика однозначно идет вниз. Причины снижения ВВП на 0,3% в первом квартале лежат на поверхности: отсутствие договоренности по поставке российской нефти и пандемия.
Закрытие Россией границ действительно ударило по Белоруссии. Как, впрочем, и закрытие границ с другими странами, с которыми у Белоруссии также есть торговые отношения. Тем не менее, Лукашенко особо выделяет вину именно РФ.
Причины понятны. Россия - основной партнер, к тому же друг. А друзья якобы так не поступают. Помимо идеологической составляющей, ни для кого не секрет, что Белоруссия очень зависима от российской нефти и удобной цены на нее именно для Минска.
Но в 2019 году Москва устроила так называемый налоговый маневр, решив, что Минск слишком много зарабатывает на российской нефти. Так оно и было. Годом ранее Минск купил у РФ нефти на 6,8 миллиарда долларов, а продал нефтепродуктов на 12,8 миллиарда.
После российского «маневра» доход Белоруссии от перепродажи нефти упал на треть. Да и внутри страны пострадали все основные отрасли экономики, включая химическую промышленность и машиностроение.
Уже по итогам января объемы промышленного производства снизились на 5,8%, в результате чего ВВП Белоруссии упал на 1,9%. В первом месяце года вместо 2 млн тонн нефти Белоруссия получила лишь 500 тысяч.
Снижение началось ещё в 2019 году, однако если в мае - июне снижение объёмов нефтепереработки составило 10%, то по итогам года - уже 20%! Это приблизительно 1,3 млрд долларов потерь.
Белоруссия стала жить хуже, и Лукашенко часто и публично принялся обвинять в этом Россию. Между строк читалось возмущение тем, что большая и богатая Россия больше не хочет содержать своего лучшего друга и стратегического партнера. Более того, Москва продолжает наносить очередные удары по Белоруссии.
Здесь можно вспомнить запреты Россельхознадзора после обнаружения у ряда белорусских производителей нарушений санитарных норм. И снова Лукашенко увидел в этом зло, исходящее из Москвы. Хотя, пожалуй, стоило бы обратить внимание на действительно выявленные нарушения при производстве белорусских товаров.
Но вместо работы над ошибками «батька» продолжил размахивать кулаками, грозиться подружиться с Китаем и больше не дружить с Россией. Но все это никак не способно вывести экономику страны из кризиса.
Хотя уже давно нужно было понять, что сам факт большой зависимости экономики от реэкспорта нефти – это и плохо и опасно. Как и сама по себе неэффективная систем управления и полное отсутствие каких-либо структурных реформ.
Белоруссия привыкла к статусу иждивенца и упорно не желает отказываться от халявы. На этом фоне обвинения в адрес Москвы по поводу закрытых из-за пандемии границ выглядят просто нелепыми.
По пессимистическим прогнозам, ВВП Белоруссии может рухнуть на 15%. Кстати, эксперты предполагают, что Россия в любом случае не оставит Белоруссию в беде. Но, возможно, Москве надоест кормить именно ставшим в последнее время слишком беспокойным «батьку», и она решит помочь Белоруссии уже без него. Например, при помощи интеграции.
Вопрос о том, что Белоруссия когда-нибудь превратится в российский регион, конечно, спорный. Но в любом случае эксперты предполагают, что, размахивая кулаками, Лукашенко может доиграться. И в процессе российско-белорусской инеграции окажется «третьим лишним»…